Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Орнаментальные стили эпохи викингов

орнамент скандинавия эпоха викингов стили орнаментации

  • Закрыто Тема закрыта
6 ответов в теме

#1 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 11 Февраль 2007 - 01:08

Не претендуя на особо глубинное знание предмета. Некогда слушал спецкурс по орнаментальным стилям эпохи викингов и он занимал семестр... То, что здесь - собственная разработка на основе спецкурса и прочих источников (для поиска картинок можно набрать в Google - Viking Art). Предназначена для быстрого распознавания "подходит/не подходит" предмет.

Броа/Усеберг (кон 8 - ½ 9в.).
Иногда стиль Броа выделяют в отдельный. Получил название по погребению 30гг 9 века в Усеберге (Норвегия) и орнаментальным мотивам клада из Броа (Готланд).

Ленточный орнамент – характерная особенность более ранних стилей: неравномерная толщина волнистых линий, асимметричность орнамента. Изображение голов фигур в фас, а не профиль.

Броа – наличие «геометрической рамки» (восходит к орнаментике эпохи Венделя) – неровные и асимметричные фигуры заключаются в симметричную рамку. «Надутое туловище» - фигура зверя начинает разделяться на разные половины – переднюю и заднюю, соединение миниатюрно («талия»). Миниатюрная голова вплетается в тело соседнего зверя.

Характерная черта – мотив восьмеркообразного животного.

Борре (30е гг 9в. – ¾ 10в.).
Название по кладу бляшек из Борре.
Характеристики – выделенная голова животного, связующая лентовидная часть.
Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел и вытеснили линейный ленточный орнамент.
Активное использование зерни и скани.

Мотивы:
1. Круглые фибулы – морды в фас (сверху) в центре, остальное – плетеные туловища.
2. Ring-chain – чередование круги и ромба/треугольника – без узлов.
3. Морда в фас над дуговидным туловищем.

Основное различие от предыдущего – вытеснение линейного ленточного орнамента. Высокая стандартизация: основные элементы звериный узел и ring-chain. Все элементы восходят к стилям Вендель Е и Усеберг/Броа. Начало массового производства – стандартизация стиля.


Еллинге ( ¾ 9 – ¾ 10).
Название – по находке из королевского кургана в Еллинге (Дания). Основа выделения – серебряная чаша.
Характерные особенности: головы в профиль, лентовидные туловища. Мотив «хватающегося зверя» сглаживается к переплетению фигуры. Часто - развернутость зверей спинами друг к другу (тяни-толкай). Развитие растительной орнаментации – широкое распространение завитков.

Маммен ( 2/2 10 – ½ 11).
Название – по стилистике вещей из кургана в Маммене (Дания). Сокращение «абстрактности» – увеличение размера тела зверя, вариации внутренней орнаментации (несколько рядов полос или точек). Постепенное распространение спиралевидного оформления бедренной части конечностей.


Рингерике (4/4 10 – ¾ 11).Название – по резному камню эпохи викингов. Особо распространен в оформлении рунических камней. Основной мотив – большой зверь. Характерная черта – спиралевидное оформление бедра. Используется обычно только одна фигура – орнамент создается переплетением конечностей.

Урнес (2/4 11 – 12).
Назван по орнаментике резьбы по дереву в церкви в Урнесе (Норвегия). Характерные особенности – использование старого мотива – сражающиеся звери (или кусающиеся звери), но в иных формах: тонкие конечности, сплетающиеся как нити.

Рекомендуется при прочтении смотреть картинки на ссылке (нашел Gaskonetz) - https://www.hurstwic....t/norse_art.htm
Главное - учет и контроль.

#2 alrik

alrik

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 333 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:Защитное вооружение

Опубликовано 20 Февраль 2007 - 17:24

Годи, спасибо !

А по вендельским стилям такой спецкурс вам не читали ?
Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое (Ш.Руставели).
Информация должна быть доступной

#3 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 20 Февраль 2007 - 18:43

Годи, а вот попробую сформулировать, если получится.
Стили названы по местам обнаружения находок в определенных памятниках, т.е. географически, или точнее топонимически.
Все стили обладают характерными особенностями, которые указывают на классификационные признаки, позволяющие выделить стиль.
Тут все понятно. Классифицируем по форме, времени и месту находки.
А вот что говорят о материалах? Какие поверхности возможно орнаментировать тем или иным стилем? Частота встречаемости этого стиля на том или ином материале.
Т.е. можно ли говорить конкретно о каменных, металлических, деревянных и тряпочных стилях?
Т.е. хочется перевести классификацию из раздела "искусствоведение" в разряд "материалоукрашательство" :-)
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#4 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 21 Февраль 2007 - 16:21

ЗАвисимость напрямую, насколько я понимаю, отсутствует из-за обеспеченности источниками :) (как обычно :)...)...

Впрочем, определенные нюансы есть.
Броа/Усеберг - это прежде всего резьба по дереву.
Борре - преимущественно, литье.
Еллинге - литье
Маммен - литье и, в меньшей степени, вышивка.
Рингерике - в основном, рунические камни, хотя есть и "флюгера" в этом стиле.
Урнес - резьба по дереву и литье.

Я лично считаю, что прямой перенос орнамента с одного материала (например, рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен. Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость) сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или плетенка, в частности на кости.
Главное - учет и контроль.

#5 steinylv

steinylv
  • Горожанин
  • 51 Сообщений:

Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:07

Godi:Я лично считаю, что прямой перенос орнамента с одного материала (например,
рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен.
Более того, мне думается, что на некоторых материалах (например, кость)
сохраняется некий "стилистически неопределяемый" орнамет - циркульный или
плетенка, в частности на кости.

(Данное высказывание "закон" для реконструктора.)и обсуждению не подлежит.
Я обсолютнейшим образом поддерживаю данную мысль.

#6 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:35

к чему разговор вела, вот первый рефлекс начинающего рукодельца - увышиваться в смерть, чтоб только глаза за вышивкой были видны и желательно в стиле борре, вторая стадия - маммен даже на трусах, при этом полное равнодушие к декоративному контрастному шву. (россияне наверное уже миновали эти стадии в лохматых 90-х)

перенос орнамента с одного материала (например, рунического камня) на другой (например, вышивка или ткачество) некорректен.


при попытках объяснить несовместимость орнаментации с разных материалоносителей помогает только лишь пример - ну не наклеивают же сейчас на пиджак светодиоды и пластиковую пленку.. (или уже наклеивают?)

Не диктует ли стилистику в первую очередь материал, а уже во вторую - школа?
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#7 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 21 Февраль 2007 - 21:43

Го, скорее всего именно так - материал первичен.
Тем более, что это жестко завязано на технологии обработки: резьба по камню, конечно, отчасти напоминает резьбу по восковой модели, но мягкость все же различна :(. А еще существуют технологии недоступные материалу: скань, зернь и инкрустация на камне невозможны или бессмысленны. Примеры, естественно, можно множить...

Мода про "увышивание" - знакомо, знакомо... А еще делают аппликацию :D... Я лично склонен к более простым вариантам: тесьма или полоса ткани другого цвета... Хотя проблема личностной эстетики: т.е. эстетики современного человека и эстетики эпохи викингов остается открытой - получается, что все зависит от личного вкуса каждого :(...

К сожалению, чувство стиля эпохи викингов есть очень у немногих нынешних мастеров :(... Хотя есть некие вещи, которые "из головы" (и это обсуждалось с мастером), но я не смогу поручиться, что именно такого не было, настолько все похоже...
Главное - учет и контроль.





Также с меткой «орнамент, скандинавия, эпоха викингов, стили орнаментации»

0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых