Владимир:
Насколько я знаю кафтаны на 14 век обосновывают вот этим изображением - https://photofile.ru/...ge/38477182.jpg Но здесь не видно, что полы распахиваются. Может быть это свиты! Есть ли какие другие изображения на 14 век?
---------------------
Максим Станиславич:
Предлагаю сразу договориться о терминах.
Кафтаном называется верхняя полностью распашная одежда прямого покроя с осевым разрезом спереди. Термин, по сообщению Рабиновича М.Г. («Одежда русских XIII-XVII вв.»), появляется в 15 веке. До этого времени существование самой реалии не подтверждено. Поэтому, если кто-то хочет воспользоваться термином, то его следует брать в кавычки и допускать массу оговорок.
Пример: https://keep4u.ru/img...6e9cab0c943.jpg
Свитой называется верхняя не полностью распашная одежда с разрезом на груди до пояса, либо без него. Вероятно, прямого покроя, или в некоторых случаях отрезная по линии талии, с юбкой пришитой в сборку (см. тему «Реконструкция древнерусской свиты»). Термин, по сообщению того же Рабиновича, известен с 11 века.
Пример: https://keep4u.ru/img...4d2e77e7d88.jpg
Теперь перейдём к изображению. Да, это изображение приводят в качестве обоснования «кафтана» с осевым разрезом на 14 век. Я сам раньше думал так же. Однако считаю справедливым замечание по поводу распахивающихся пол - на изображении их просто не видно. Что позволяет нам усомниться в том, что это именно «кафтан».
Существует ещё одно подобное изображение Бориса (?) в долгополой одежде с глубоким разрезом на груди, украшенным разговорами, датированное 14 веком. Картинка куда-то затерялась...
Вывод: вполне вероятно, что до 15 века мы не имеем прямых подтверждений существования одежды типа кафтан.
---------------------
Nickolas:
Прошу обратить внимание на глубину разреза на короткорукавной одежде на этом (https://photofile.ru/...ge/38477182.jpg ) изображении. Линия разреза опускается гораздо ниже пояса. Так что если расценивать это изображение как свиту, то свита будет с разрезом сверху до/ниже лобка. Какие есть свидетельства в пользу возможности такого глубокого разреза на свитах?
---------------------
Максим Станиславич:
Нашёл ту картинку - убийцы Бориса приносят весть Святополку. Миниатюра Сильвестровского списка Сказания о Борисе и Глебе, начало 14 века (см. ниже)
Не самая удачная картинка, плохо видны разговоры. Однако я видел их на прорисовке у Кирпичникова (не аргумент, но всё же). Проводя аналогию с другими изображениями из списка, можно заключить, что на Святополке никакой не «кафтан».
Ещё миниатюры Сильвестровского списка:
https://historydoc.ed...ch.asp?a_no=398
https://historydoc.ed...ch.asp?a_no=405
Теперь поговорим о трактовке изображения самой первой картинки – фрагмент иконы Борис и Глеб на конях.
Я усматриваю здесь некий сложившийся канонический изобразительный стиль, отображающий долгополую одежду с характерной для этого времени русской «светской» чертой - разговорами. Определить что это за одежда невозможно, так как она образная. Взгляните на аналогии:
1. Убийцы Бориса приносят весть Святополку. Миниатюра Сильвестровского списка Сказания о Борисе и Глебе, начало 14 века.
2. Борис и Глеб на конях, середина 14 века.
3. Битва новгородцев с суздальцами, середина 15 века.
Тут, на мой взгляд, всё просто и поддаётся логическому объяснению. Когда сидишь в седле, то за счёт того, что ноги поджимаются, одежда удлиняется (тот же эффект с пластинчатыми юбками всадников). Умозрительно: не нужно забывать про припуск на опояску, чтобы сохранить свободу движения рук. Из-за этого одежда шьётся длиннее. Борис не опоясан. Соответственно разрез, доходящий до пояса, опустится ниже. Также на инициалах рукописей 14 века мы встречаем разрез свит до поса, что, вероятно, свидетельствует о своеобразной моде на глубокие разрезы.
Остаётся поражаться мастерству иконописца, сумевшего всё это учесть и не нарушить общую каноничность.
---------------------
Владимир:
Тут собственно вопрос появился - можно обратить внимание, что ноги у всадников прикрыты полами - это канон? Или как раз от того, что полы не распахиваются, следовательно именно таким образом они должны прикрывать ноги при посадке на лошадь.
---------------------
Максим Станиславич:
Говоря по справедливости, распашные полы действительно могли бы окутывать ноги. Но исходя из аналогий, всадники сидят на подолах одежд. Спорность изображения в том, что непонятно что это – образная долгополая одежда или «кафтан». Примеров не распашной долгополой одежды масса (та же свита).
Других неопровержимых свидетельств в пользу «кафтана» на 14 век я не знаю. Поэтому склоняюсь в сторону образной долгополой одежды, подразумевающую, вероятно, естественную для того времени свиту.
Ещё такой момент. Даже если это «кафтан», то он изображён на КНЯЗЕ (в то время как в 15 веке кафтаны изображены на горожанах). А высший нобилитет мы не реконструируем. Аргумент «князь и обычный человек носили платье одного покроя, отличалось качество материи и отделка» справедлив, но в этом случае, по-моему, не уместен. Анализируя изображения 14 века, мы находим десятки изображений свит. Кафтанов что-то не густо... Та же история с охабнями-опашнями.
---------------------
В связи с реорганизацией слетели первоначальные ссылки на картинки и тему форума РЗ - поправил.
Изменено: Maxim Stanislavich, 05 Февраль 2008 - 18:02