Предлагаю родителям, которые одевают своих чад в древнерусские костюмы, обмениваться здесь опытом и вывешивать инфу по детским костюмам на Руси.
Вот для начала - фото моей дочки и немного информации.
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детскую одежду старались кроить не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет — в священной силе родителей, способной заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.
Мнение исследователей о том, что единственной одеждой детей обоего пола в средние века на Руси была длинная рубаха, основано на материалах о крестьянской одежде более поздних времен и на одном высказывании Адама Олеария. В Ладоге в 1634 году этот путешественник был поражен тем, что «все — и девочки и мальчики — были со стрижеными волосами, с локонами, свешивающимися с обеих сторон, и в длинных рубахах, так что нельзя было отличить мальчиков от девочек». Такой одеждой в крестьянских семьях определяли статус младенца - существа, еще, по понятиям крестьян, не ставшего настоящим человеком, бесполого, неразумного, т.е. не вошедшего в разум, не осознающего своего места в жизни.
Однако в городах средневековой Руси наблюдается несколько иное отношение к детям. В Новгороде в слоях XIII-XV веков археологи во множестве находят детскую обувь, в том числе, нарядные башмачки, украшенные вышивкой, и даже сапожки. При раскопках встречаются обрывки старой взрослой обуви, из которой выкраивали детскую. Например, передняя часть голенища большого мужского сапога, из которого вырезана маленькая детская подошва.
На изобразительных источниках дети обычно изображались босиком в подпоясанных вышитых рубахах. На псковской иконе XVI века «Вход в Иерусалим» изображены дети, стелящие под ноги Христу свои одежды – рубахи и свитки. Но, не смотря на несколько слоев одежды, дети изображены босыми, с голыми ногами. Видимо, одевать штаны на детей до определенного возраста в средневековой Руси было не принято. К тому же штаны на детях быстро снашиваются, из них быстро вырастают, то есть, шить детям штаны было просто не выгодно.
Обратимся к одному из известнейших древнерусских памятников – «Домострою». Первая редакция «Домостроя» была составлена в Новгороде в конце XV - начале XVI века, вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным советником великого князя Ивана IV, благовещенским протопопом Сильвестром. Следовательно, в основе источника лежат реалии новгородской жизни XV века. «Домострой» рекомендует шить детскую одежду на вырост, «кроячи да загибати вершка по два и по три на подоле и по краям и по швам и по рукам, и как вырастает годы два или три или четыре и, распоров то платно, и загнуть, оправив—опять станет хорошо».
Вероятно, основной одеждой средневекового маленького горожанина была рубаха, на которую в состоятельных семьях надевали еще и свитку. Обувь одевали либо на босую ногу, либо на носок. По внешнему виду детская городская одежда копировала взрослый наряд. Одевая маленького человека как взрослого, родители верили, что тем самым придают ребенку и взрослые качества – силу, крепость, ум. Так на новгородской иконе «Молящиеся новгородцы» маленькие дети одеты подобно взрослым – в расшитые рубахи и сапожки.</font>
Изменено: Alyena, 19 Октябрь 2007 - 21:09