Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Понева


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
7 ответов в теме

#1 Zabava

Zabava
  • Горожанин
  • 47 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция, книги, театры, кино, тяж. музыка

Опубликовано 20 Июль 2006 - 17:24

Очень хотелось бы знать, была ли понева у Новгородских женщин в 14в и какой цвет клетки предпочтительнее?Заранее спасибо..

#2 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 21 Июль 2006 - 01:48

Рабинович полагает, что к XIV веку из городского комплекса понева исчезает.

С уважением,
Ауд.

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#3 Viska's

Viska's
  • Горожанин
  • 15 Сообщений:
  • Location:НЧК

Опубликовано 25 Июль 2006 - 23:11

Д к тому же поневный комплекс характерен для Южной Руси, а для северной больше сарафанный, но об этом уже много говорили.
совсем loco

Приглашаем на фестиваль "ДИКОЕ ПОЛЕ 2006"
(ран. и выс. средневековье, XVI-XVII, ВОВ2)
который пройдет в 25-27 августа в Чувашской республике.
Мы будем рады Вас видеть!
За подробностями обращайтесь на
Toyer@narod.ru

#4 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 26 Июль 2006 - 11:56

Ну, сарафан в любом случае только в XIV веке как раз и появляется, судя по письменным источником, и это вовсе не та одежда на лямках, которую принято называть сарафаом в более позднее время.
На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#5 Zabava

Zabava
  • Горожанин
  • 47 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция, книги, театры, кино, тяж. музыка

Опубликовано 26 Июль 2006 - 14:05

а как же выглядит тогда сарафан? расскажите, плиз..

#6 krada

krada
  • Горожанин
  • 159 Сообщений:
  • Location:Киров

Опубликовано 28 Июль 2006 - 13:34

Тема «понева – сарафан» действительно поднималась на Форуме неоднократно. Правда, на более ранний период (9–11, 12–13 вв.). Возможно вам стоит сначала посмотреть эти обсуждения (а архиве старого Форума), поскольку там затрагивался вопрос времени возникновения одежды типа сарафан. В одном из обсуждений приводились выкройки.

К сожалению, не могу выложить сюда ссылки на эти темы, потому что не умею ;). Если заинтересует - пишите в личку - попробую скинуть по почте.

Дорогу осилит идущий

#7 krada

krada
  • Горожанин
  • 159 Сообщений:
  • Location:Киров

Опубликовано 28 Июль 2006 - 14:05

По поводу возникновения сарафана в 14 веке.
Да, ТЕРМИН появляется в это время. Но также совершенно четко известно, что это был предмет мужского гардероба. По сообщениям Левинсон-Нечаевой («Материалы к истории древнерусских одежд») этот тип одежды носили в тот период и женщины – старицы, дурки, лица духовного звания (то есть те, для кого половая идентификация была не важна). Рабинович в своей известной работе «Древняя одежда народов Восточной Европы» определяет раннюю границе появления женского сарафана (вернее типа одежды безрукавное платье) как 16 век, но предполагает, что можно сдвинуть ее к 15 веку, т.к. в источниках довольно нечеткое разграничение термина «сарафан» и «шуба» (котором тоже называли женскую одежду подобного типа»).
Естественно, рассматривается здесь происхождение глухого и распашного сарафанов, которые произошли от телогрей и других плечевых одежд.

Б.А. Куфтин («Материальная культура русской Мещеры») одним из первых высказал мнение, что лямочники, т.е. прямые сарафаны на лямках, особенно на северо-западе России могут иметь более древнее происхождение, будучи заимствованными русскими у финно-угорских народов и скандинавов. Однако предположение это не подкреплено изобразительными или археологическими источниками.
Вместе с тем, в статье о тканях 12-13 вв. М. Л. Сабурова атрибутирует один из найденных фрагментов как часть САРАФАНА (в смысле одежды типа сарафан) на лямках. Она также ставит под сомнение сложившееся мнение, что прямой сарафан на лямках является более поздним по отношению к «глухому» сарафану (туникообразному), и возникает только в 17в. Если принять гипотезу Сабуровой, то историю одежды типа срафан официально можно будет углубить до 12 в.

Привожу в сокращении статью: М. Л. Сабуровой «ТКАНИ ХII-НАЧАЛАХШв. ИЗ СУЗДАЛЯ».

«В 1973 г. в г. Суздале при исследовании жилища XII был обнаружен сильно обгоревший туесок с фраг¬ментами одежды….

В туеске находились разные материалы:
№ 1 — фрагмент тонкой ткани полотняного переплетения. Плотность ткани по основе — 22 нити на 1 см. Нити тонкие, ткань редкая. Наибольший фраг¬мент имел размер: 22 X 16 см. Остальные фрагменты меньшего размера: 21 X 9,5 см, а также размером от 13 X 6 см до 13 X 4,5 см. Много мел¬ких обрывков. На некоторых из них обнаружены кромки, швы и сборки (рис. 21);
№ 2 — фрагменты более плотной ткани усложненного переплетения, создающего ромбический рисунок фактуры. Плотность по основе — 16 нитей на 1 см, нити толще, чем на описанной выше ткани. Всего обнаружено более 15 мелких'фрагментов. Наибольший из них размером: 7 X 5,5 см. На них также сохранились швы (рис. 22);
№ 3 — прямоугольный кусок шерстяной ткани полотняного переплетения, у ко¬торого нити утка толще нитей основы. Плотность основы — 12 нитей на 1 см. По одной из длинных его сторон сохранилась кромка. Размер фраг¬мента: 21 X 15 см.На ткани сохранились заломы, свидетельствующие, что ткань ранее была сложена в крупные складки (рис. 23);
№4,— фрагменты двух стоячих воротников. Один высотой около Зсм и другой 5 — высотой немногим более 2 см. Наибольший фрагмент одного воротника: 9,5 X 3 см (№ 4), другого - 3,5 X 2,2 см (№5).

«Наибольший интерес представляет ткань (№ 1). Самый большой ее кусок сшит из трех полотнищ. Максимальная длина сохранившихся частей — 22 см. Судя по расстоянию швов между полотнищами, ширина их не более 8 см. Сшиты полотнища запошивочным швом (бельевым), характерным для кроеной одежды. Швы сохранились и на меньших фрагментах, максимальная ширина которых также не более 8 см. На одном из фрагментов, размером 21 X 9,5 см, прослежена кромка по одной из длинных его сторон и шов — на расстоянии 7,5 см — по другой его стороне (рис. 26).
Больший кусок описываемой ткани подогнут на 2 см, затем собран в мелкую сборку и прошит в месте сгиба несколькими параллельными швами в технике "на¬зад иглой".
Аналогичным способом прошита юбка кафтана начала XIII в. из Изяславля5. Таким образом прошивались сборки на рубахах, сарафанах и поневах в русском традиционном костюме вплоть до XX в., что говорит о непрерываемой традиции шитья.»
Собранная в мелкую сборку ткань была обшита лентой из той же ткани ши¬риной около 4 см. Лента была сложена и перекрывала край одежды с двух сторон.
Она была подвернута и пришита как снизу, так и частично по середине. Данный образец со сборками, швами и обшивкой мог принадлежать разной одежде — юбке, рубахе или сарафану. При детальном исследовании удалось констатиро¬вать его сходство скорее с сарафаном, для которого характерен определенный способ закрепа сборок лентой в верхней его части. На нашем образце одежды как лента, так и сборки не доходят до его края, что позволяет предположить наличие в этом месте проймы, а сам фрагмент отнести к верхней подбрительной части одежды типа сарафана. Появление одежды типа сарафана, очевидно, обу¬словлено влиянием культуры северных народов. Об общих чертах в костюме русских и их балтийских и финно-угорских соседей исследователи по одежде писали и ранее6. О находках одежды типа сарафанов сообщает Инга И. Хег7. Так, в могилах Бирки 1Х-Х1 вв. обнаружены женские одежды на лямках (брителях, наплечных лентах), закрепленных фибулами по сторонам груди. Одежда была из льна и шерсти, по верхнему краю ее прослежена обшивка лентами. Инга И. Хег считает одежду типа сарафана (Tragerrocke) нововведением викингов. Носили их викинги с рубахой как из прямых полотнищ, так и из собранных в сборку. Исследователи одежды викингов считают, что одежда, шитая в сборку (gaufrierte), пришла к викингам из Восточной Европы, так как она известна у славянских народов с древнейших времен, о чем говорят рельефы на памятниках из Адамклизи и Пальмиры. Наши фрагменты свидетельствуют о принадлежности их к комплексу северорусской одежды, известному по материалам поздней этнографии, — сарафану с рубахой, в данном случае — сарафану, шитому в сборку, и рубахе со стоячим воротником.
Полагаю, что высказанная ранее точка зрения о том, что лямочные сарафаны произошли от глухих сарафанов лишь в XVIII в., не может быть принятой. Воз¬можно, что глухой сарафан и произошел при видоизменении "телогреи" в XVIII в., когда узкие и длинные рукава последней перестали пришивать к ее пройме8. Об этом свидетельствует их общее название — "сарафан", которым в XIV в. называли одежду типа кафтана (Никоновская летопись под 1377 г.)9. Вновь образовавшаяся форма одежды — глухой сарафан — с течением времени была причислена к уже известному типу безрукавной одежды — лямочному сарафану, а сам термин сарафан' стал общим названием для безрукавной одежды описываемых видов женской одежды.
Лямочный "сарафан" по покрою происходит от другого вида одежды. Наш фрагмент ближе всего к сарафанам "прямым" или "круглым". Основным приз¬наком их являются прямые полотнища, собранные в сборку у верхнего края, об¬шитого лентой, и удерживаемые на корпусе с помощью брителей (лент). Они являются родом юбки на лямках10. Судя по широкой распространенности одежды на наплечных лямках у северных соседей славян уже с IX в., считаю возможным их бытование и в славянской среде в домонгольское время.
Наименование одежды — "лямочник", в смысле "сарафан на лямках", был рас¬пространен у великорусов Пермской и Свердловской обл.11 Калима высказал мнение, что слово "лямка", известное в русских говорах, заимствовано из финских языков.


Суздаль, конечно не Новгород, да и не 14 век. Но пожалуй, ссылок на археологические материалы, которые связывались исследователями с такой одеждой как сарафан, кроме этой, я пока не встречала.

Еще можно посмотреть по вопросу возникновения и развития сарафана:
* Рабинович М.Г. Древняя одежда народов Восточной Европы. – М., 1986.
* Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. (Ч. I. Женская одежда: рубаха, панева, сарафан. М., 1926. - 137 с.). Очень интересная книга, в которой рассматривается историю возникновения трех основных элементов русского женского костюма: рубахи, поневы и сарафана. В общем говоря, большинство (ну скажем так, очень многие) этнографы и историки костюма, в последствии развивают выводы, сделанные Куфтиным в этой работе (в частности, Г.С. Маслова см. ниже)
*  Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. М., 1967. (статью про одежду как раз и писала Маслова.) Не смотря на то, что это, конечно же, этнография, это очень интересная и содержательная статья, с экскурсами в историю. Содержит разделы, которые касаются поневы, сарафана.
*  Тазихина Л. В. Русский сарафан. Краткое  Сообщение Института Этнографии АН СССР, вып. 22, 1955.

Конечно же последние три книги в чистом виде этнографическая литература, там нет ссылок на археологию, вы не найдете там конкретных датировок. Но все вместе они, как мне кажется, дают довольно хорошее представление об истории развития сарафана.

Надеюсь эта информация как-то поможет вам
Удачи

Дорогу осилит идущий

#8 Zabava

Zabava
  • Горожанин
  • 47 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция, книги, театры, кино, тяж. музыка

Опубликовано 18 Декабрь 2006 - 17:22

И все-таки вопрос возник:хочу сделать поневу на 13в Новгород, можно ли купить шерсть, на крайняк тонкое сукно  и сделать на вошвах вышивку по краям...и какие сочетания цветов лучше предпочесть? Заранее спасибо...




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых