Опубликовано 18 Июль 2006 - 18:29
Вот что нашла по княжеским поясам.
«Золотые пояса» были принадлежностью князей и новгородских «великих» бояр. Такие украшения известны по великокняжеским духовным грамотам. Иван Калита пишет: «А при своем животе дал есть сыну своему Семену 4 чепи золоты, 3 поясы золоты… А из золота дал есмь сыну своему ивану 4 чепи золотые, пояс болшии с женчугом, с каменьем, пояс золот с капторгами, пояс сердоличен золотом окован… а из золота дал есмь сыну своему Андрею 4 чепи золоты, пояс золот фрязьский с женчюгом с каменьем, пояс золот с крюком на червчате шолку, пояс золот царевьский… а что моих поясов серебряных, а то раздадят по попьям» .
Драгоценные княжеские пояса передавались по наследству. Их судьбу можно проследить по завещаниям последующих великих князей. Так Иван II пишет: «А се даю сыну своему князю Дмитрию… пояс великии золот с каменьем с женчюги, что мя благословил отець мой князь великий, пояс золот с крюком… а се дал есть сыну своему князю Ивану… пояс золот с каменьем с женчюги, что ми дал брат мой князь великий Семен, пояс золот сточныи» .
Дмитрий Донской в свою очередь пишет: «сыну моему старишему, князю Василью… пояс золот велики с каменьем без ремени, пояс золот с ременем Макарова дела… а сыну моему князю Юрью, пояс золот новыи с каменьем с жомчюгом без ремени, пояс золот Шышкина дела… а сыну моему, князю Оньдрею… пояс золот старыи новгородский, а сыну моему, князю Петру, пояс золот с каменьем пегии, пояс золот с калитою да с тузлуки… а сыну моему, князю Ивану, пояс золот татаур» .
Василий I завещал сыну своему Василию «пояс золот с каменьем, что ми дал отец мой, да другий пояс мои на чепех с каменьем, а третий пояс ему же на синем ремени» .
В Новгороде в XIV веке золотой пояс, по-видимому, был знаком представителя власти Новгородской республики. Золотые пояса новгородских «господ» упоминаются в донесении от 1331 года Немецкого двора в Новгороде рижскому магистрату. Причем в документе названо «триста золотых поясов» , то есть, в Новгороде в то время было, по меньшей мере, триста бояр, которые могли себе позволить носить дорогостоящие золотые пояса, равные княжеским.
Любопытно, что на иконе XV века «Битва новгородцев с суздальцами» изображены новгородские бояре в поясах желтого цвета. Возможно, иконописец, таким образом, изобразил именно золотые пояса.
Есть у реконструкции начало, нет у реконструкции конца
Alyena