Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Особенности плащей №2 (несколько пуговиц)


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
14 ответов в теме

#1 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 16:29

Кроме особенностей, которые я прошу обсуждать в этойтеме, есть еще вот такая штука.
Есть пять икон, в которых широкий плащ застегнут на две-три пуговицы.
Выглядит очень жизненно, но смущает то, что пока мне удалось найти исключительно изображения архангелов в таком типе плащей, а также то, что четыре русские иконы могут (теоретически) ссылаться на первую -- византийскую
Византийская икона 1387-1395 годов.
Вот ссылка на описание деисусного чина, из которого происходит икона. Интересно, что на Архангеле Михаиле в том же чине плащ обычный.

Прикрепленные миниатюры

  • gavr_1387_95_byzant.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#2 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 16:33

Вот русские иконы.
Архангел Гавриил 1425г работы Андрея Рублева, который в принципе мог видеть византийскую икону в постинге выше.

Прикрепленные миниатюры

  • rublev_gavr_1425_27.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#3 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 16:40

Вот еще одна икона, это Архангел Михаил, последняя четверть XIVв. Из того же деисусного чина Благовещенского монастыря, что и икона с плащом с нашивками из соседней темы (если темы разойдутся, то ссылка на ту тему в первом сообщении).
Автор -- возможно, Феофан Грек, другая версия(на мой взгляд имеющая бОльшее право на существование) Андрей Рублев, или неизвестный автор.

Может быть, кто-нибудь встречал изображения с такой застежко? Может ли это быть кратковременной модой?

Прикрепленные миниатюры

  • Mikh_lastfourth_14.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#4 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 17:15

Вот тверской Гавриил, середина XV.

Прикрепленные миниатюры

  • gavr_tver_middle15.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#5 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 17:18

Вот тверской же Михаил.
Про деисусный ряд этой и предыдущей иконы тут

Более крупно полуфигура тут

Прикрепленные миниатюры

  • mikh_tver_middle15.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#6 Vaag

Vaag
  • Горожанин
  • 96 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:Реконструкция Пскова и Новгорода XIII - начала XIV вв.

Опубликовано 17 Май 2006 - 17:46

Вот более раннее изображение. Ростов 14 век.
Но здесь не только пуговицы,  а ещё и разговоры аналогичные разговорам свит Бориса и Глеба с иконы сер.14века

Прикрепленные миниатюры

  • 14.jpg


#7 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 17:54

Ух ты! Здорово!

Но одно но:
Где разговоры? Не вижу. Вижу складки на шелковой ткани,действительно такие как на кафтане Св. Бориса. Я эту икону в Третьяковке, уткнувшись носом, излазила вдоль и поперек. Там нет разговоров.

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#8 Vaag

Vaag
  • Горожанин
  • 96 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:Реконструкция Пскова и Новгорода XIII - начала XIV вв.

Опубликовано 17 Май 2006 - 18:01

Вы меня не правильно поняли. Я имел ввиду икону с житием сер.14в., а не Борис и Глеб на конях - там действительно разговоров нет.

Про разговоры: мне не удалось разместить большую картинку, кот. у меня на компе, а разместил уменьшенную - поэтому плохо видно.
Но там точно есть чёрные полоски расположенные между складками. Такие чёрные полоски как раз есть на изображении свиты.

Прикрепленные файлы:



#9 Vaag

Vaag
  • Горожанин
  • 96 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:Реконструкция Пскова и Новгорода XIII - начала XIV вв.

Опубликовано 17 Май 2006 - 18:04

Попробую так

Прикрепленные миниатюры

  • 111.jpg


#10 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 18:07

Ага, теперь поняла. Но ростовская икона слишком маленькая, плохо видно, есть разговоры, или нет.
У вас нет побольше? (и таблеток от жадности :-))
Мне раньше казалось, что на безрукавной одежде разговоров не было, (поэтому на охабне они могут быть, рукава-то есть) если окажется, что на этом плаще есть разговоры, я пересмотрю свою позицию.

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#11 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 17 Май 2006 - 18:11

День добрый.

Там нет разговоров. Очевидны складки.

По поводу особенности застёжек процитирую сообщение islander'a в теме "Различные источники":

Плащ со "скрепами (или аграфами, застежками) на груди" является отголоском средневековой византийской моды. Подобные плащи найдены в монашеских захоронениях Египта. Существуют изображения подобных плащей в ранней византийской миниатюре. Застежки от подобных плщей, которые датируются от 7 до 11 вв. найдены от Сирии и Константинополя до Балкан и Баварии.
 Однако это вовсе не означает, что подобные плащи носили в средневековой России. Иконопись - это особый жанр церковного искусства с устоявшимся каноном, который часто не отражал реалии окружавшие художнка, но копировал более раннюю моду.

Ссылка: https://www.tforum.in...-bin....5;st=15
Там же я приводил ряд примеров. В том числе, благодаря Ann'е, ростовскую икону Гавриила.

Больше добавить нечего.

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#12 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 17 Май 2006 - 18:18

Спасибо, Велислав.

Теперь, в увеличенном виде понятно, что разговоров нет.
Но, чтобы говорить о каноне, хорошо бы привести раннее византийское изображение.
И, как мне пока кажется, не наблюдается непрерывной иконографической традиции, с древности до XIV -- XVвв.
Пока возможны две ситуации:
1 это все иконография, отражающая какие-то ранние византийские реалии. Просто в какой-то момент их изображать перестали, а потом некий византийский мастер, посмотрев на раннюю византийскую же икону (которой у нас пока нет, возможно, есть у islander'a), эту традицию возобновил, и она стала "модной" в XIV-XV веках. А потом  из моды вышла.
2 Независимо от гипотетической ранней изобразительной традиции, такой тип застежки бытовал в XIV-XV веках, поэтому аго изображали в это время. Это также подойдет в качестве объяснения, почему ни непосредственно до, ни после таких изображений нет.

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#13 Alyena

Alyena
  • Старожил
  • 1 091 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Великий Новгород
  • Interests:Историческая реконструкция, моделирование, ролевые игры. Русь и ее соседи в XIV-XV вв.

Опубликовано 21 Май 2006 - 00:08

На псковской иконе 14 в. "Походная церковь" изображены святые мученицы, на одной из которых ясно видно, что накидка застегнута в двух местах. Интересно, что археологи находят в слоях 14 в. в Новгороде круглопроволочные кольцевидные фибулы диаметром 2-3 см. Как показал эксперимент, если застегнуть такими фибулами тонкую накидку, то иглы будет не видно и в целом получается как на иконах.
Есть у реконструкции начало, нет у реконструкции конца
Alyena

#14 Graham Vlad

Graham Vlad
  • Горожанин
  • 125 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Киев
  • Interests:нумизматика; Великое княжество Литовское(14-16вв), Речь Посполитая

Опубликовано 21 Май 2006 - 02:45

Вот византийская миниатюра 2-й пол.11в. Обращаю Ваше внимание что в плащах на три застежки изображены не святые, а приближенные императора, т.е. живые конкретные люди. Вот вам мода.

Еще на иконах, кроме архангелов, я встречал такой плащ на иконе кон.14-нач.15вв "Моление с чинами святых" из монастыря св.Катерины, Синай( не ясно какой святой, но плащ с разговорами) и на западноукраинской иконе "Моление с чинами" 2-й пол.15в. (на св. иоане Дамаскине плащ как у архангелов).

Прикрепленные миниатюры

  • 2.jpg

Без совета предприятия расстроятся,
а при множестве советников они состоятся (Притчи 15:22)

#15 Repei_Stalingrad

Repei_Stalingrad
  • Старожил
  • 1 005 Сообщений:
  • Location:Сталинград
  • Interests:Кую за еду, воюю за бухло!

Опубликовано 22 Май 2006 - 02:35

Есть в облачении монахов "мантия" - так и зовутся мантийные монахи. Из себя представляет плащ с одной или тремя пуговиицами, а смысл - ангельский покров. Застежки для того чтоб полы закрывали все тело - сакрально как бы укрывшись крыльями.
Может данные изображения из той же серии? Или же иконописное изображение ангельского чина.

И поповоду что у нас это могло не прижится.
Так вот есть такой высший ангельский чин как схима.
И в отличие от греческой жилетки у нас он имеет покрой плаща с капюшоном и накидным рукавом. Притом что крой довольно древний, еще на монаших мощях из КПЛ присутствуют

И вообще о чем это я?8)

...НЕ СРАТЬ!!!... В ПАЛАТКЕ НЕ СРАТЬ!!!...(с) Gans 8)))




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых