Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

статья Худякова Ю.С., Цэвээндоржа Д. о панцыре и др. вооружении из Цогт-Хирст-Холоой в Гобийском Алтае


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
1 ответ в теме

#1 Vadim

Vadim
  • Горожанин
  • 152 Сообщений:
  • Location:г. Улан-Удэ
  • Interests:Кочевники Центральной Азии, история, военное дело.

Опубликовано 25 Сентябрь 2013 - 05:56

Проблемы военной истории народов Востока.Бюллетень Комиссии по военной истории народов Востока. выпуск 1. - Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1988.
Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д.
РЕКОНСТРУКЦИЯ КОМПЛЕКСА ВООРУЖЕНИЯ ПАНЦИРНОГО ВОИНА ИЗ ПАМЯТНИКА ЦОГТ-ХИРГИСТ-ХООЛОЙ В ГОБИЙСКОМ АЛТАЕ
Планомерное изучение процесса развития вооружения и военного искусства средневековых кочевников Центральной Азии невозможно без привлечения вещественных источников. Однако, археологические памятники кочевнических культур, содержащие находки предметов вооружения и фортификационные сооружения, изучены в данном регионе крайне неравномерно и в целом недостаточно. Особенно значительные лакуны в изучении средневековых кочевых культур на территории Монголии. С достаточной степенью вероятности в данном регионе выделены такие категории памятников, как поминальные сооружения и погребения с конем -древних тюрок; крепости, поселения, поминальные сооружения, погребения со шкурой коня – уйгуров; погребения с трупосожжениями – кыргызов; крепости и жертвенники – киданей; городища и одиночные погребения – средневековых монголов. Попытки отнесения отдельных памятников к сяньби, жужаням, сейяньто оказались неудачными. Культуры многих других кочевых этносов остаются неизученными.
Поэтому каждая новая находка средневекового памятника с оружием имеет значение для восполнения пробелов в истории военного дела
[22]
кочевых этносов Монголии. Одна из таких находок была совершена в ходе раскопок хуннского могильника в местности Хиргист-хоолой, на территории Цогт-сумона, в Гоби – Алтайском аймаке МНР, проводившихся одним из отрядов Института истории АН МНР под руководством Д.Цэвээндоржа в 1986 году. В процессе разборки заполнения могильной ямы в кургане, относящемся к хуннской культуре, было обнаружено своеобразное впускное коллективное захоронение. Под мощной каменной кладкой на глубине свыше 1,5 м от поверхности насыпи кургана находилось захоронение 6 взрослых людей, лежавших на спине, вытянуто, головой на запад и северо-запад. В ногах у погребенных лежал согнутый пополам скелет еще одного человека. На костях скелета погребенного мужчины, лежавшего вдоль южной стенки могильной ямы находились: железный наконечник копья – у правого плеча и головы; железные пластины панциря – от плеч до бедер; железный кинжал, пряжка, фрагменты железа – в области пояса. При остальных погребенных обранужены серьги, каменные и янтарные /?/ бусы, бронзовые браслеты с дольчатым орнаментом, деревянный прибор для добывания огня, пучок волос, обмотанных ремешком, железные ножи, кости овцы и козы, остатки кожи. Среди костей животных отмечены астрагалы, лопатки, берцовые и предплечья овцы. С погребенными находилось три лепных сосуда красноватого, серого и черного цвета. Это плоскодонные слабопрофилированные широкогорлые горшки и ваза. У всех сосудов выделено дно, налепной рассеченный валик по тулову, отогнутый наружу, выступающий венчик. В могиле три железных наконечника стрелы в обломках.
[23]
Комплекс предметов вооружения, найденных с одним из погребенных весьма характерен. Это первый случай обнаружения панциря в непотревоженном погребении на территории Монголии. К сожалению, в ходе раскопок он не был зафиксирован на месте, поэтому о расположении пластин в составе панциря можно судить по его общей конфигурации и составу пластин. Большая часть пластин цогт-хиргист-хоолойского панциря прямоугольной формы с округлым нижним краем. Их размеры и количество отверстий различны. Встречаются пластины 10 Xк и 8 X 4,5 см. Отверстия в них расположены по сторонам, в центре, у нижнего или верхнего края /Рис. 1, 3-11/. Из-за коррозии не всегда есть уверенность, что зафиксированы все отверстия с В наборе представлены широкие, подпрямоугольные пластины горизонтального расположения. Несколько пластин прямоугольных с окантовкой с внутренней стороны. К сожалению, ни одна из этих пластин не сохранилась полностью, поэтому трудно судить об их размерах /Рис. 1, 12-14/.
Учитывая расположение пластин на костях скелета, можно предполагать, что панцирь представлял собой короткополый жилет, прикрывавший корпус воина от шеи и плеч до бедер. Не вполне ясна конструкция оплечий. По-видимому, панцирь включал нагрудник из пластин с округлым нижним краем, крепившихся ламеллярным способом. Всего таких пластин в наборе сохранилось 55 шт. Жилет имел короткий подол. Не вполне ясно местоположение в составе панциря прямоугольных пластин и пластин с окантовкой. Возможно, они окаймляли нагрудную часть по краям или служили оплечьями.
[24]
В наборе вооружения имеется копье с трехгранно-трехлопастным в сечении пером и длинной конусовидной втулкой со швом. Наконечник имеет остроугольное острие и удлиненно-треугольное перо со слабо выделенными плечиками /Рис. 1, 1 /. Форма наконечника весьма необычна. Для средневекового древкового колющего оружия в Центральной Азии такие формы не характерны. Однако, они известны среди бронебойных наконечников стрел конца 10 – начала 11 тыс. н.э. Скорее всего, это поисковая форма, ориентированная на пробивание панцирной брони. В инвентаре воина обнаружен черешковый, трехгранный однолезвийный кинжал с обломанным острием /Рис. 1, 2/. Из найденных в могиле наконечников стрел определимы два, у третьего сохранился только черешок. Один из них с линзовидным пером удлиненно-ромбических очертаний /Рис. 1,7 /, другой – прямоугольный в сечении с тупым острием.
В целом набор вооружения из памятника Цегт-Хиргист-хоолой реконструируется в следующем виде: воин, погребенный в общей могиле был облачен в панцирь ламеллярного соединения, относящийся к типу короткополых жилетов; вооружен ударным копьем с бронебойным, трехгранно-трехлопастным наконечником, кинжалом, вероятно, луком, колчаном с бронебойными и универсальными по назначению стрелами /Рис. 11/. Такой набор, видимо, не совсем полный, характерен для централь.ноазиатских кочевников в конце 1 – начале 11 тыс. н.э., хотя отдельные виды оружия, входящие в его состав, бытовали на протяжении длительного времени. В частности, панцири близкого покроя применялись киданями. У киданей широко применялись

1. Горелик М.В. Ранний моногольский доспех. Археология, этнография и антропология. Монголии. – Новосибирск,1987 -с. 116-1б8.

[25]
Рис. 1. Предметы вооружения из погребения Цогт-Хиргист-хоолой: 1 – копье, 2 – кинжал, 3-6, 8-14» – панцирные пластины, 7 – наконечник стрелы.
[26]
ударные копья, пальмы, однолезвийные кинжалы, линзовидные и прямоугольные наконечники стрел.
Правда, наличие этих совпадений еще не свидетельствует о принадлежности данного комплекса киданьскому воину, поскольку многие из этих видов оружия были широко распространены у кочевников эпохи средневековья, а набор вооружения киданей был значительно разнообразнее того, что обнаружен в памятнике Цогт-Хиргист-хоолой. Остальной инвентарь погребения и особенности погребального обряда не противоречат предложенной дате и помогают уточнить этнокультурную принадлежность памятника. Однако, необходимо отметить, что такие особенности, как коллективное захоронение мужчин и женщин в одной впускной могиле не может считаться культурно показательным признаком. Вряд ли такой способ захоронения был свойственен какой-либо кочевой культуре. Скорее всего, это следствие экстраординарных условий, в которых совершалось погребение. Судя по всему, это было поспешное, возможно, тайное захоронение в условиях враждебного окружения, на чужой территории.
Более показательны в культурном аспекте такие признаки, как каменное перекрытие, неглубокая могильная яма, западная или северо-западная ориентировка, вытянутая поза погребенных, захоронения мужчин с оружием, а женщин с головными и наручными украшениями, сопровождение умерших мясом овец и коз, астрагалами овцы, сосудами с питьем. В качестве пищи в могилу помещалось переднее стегно /нога и лопатка/ овцы или козы. Необычны лепные горшки и вазы с отогнутым выступающим венчиком и налепным рассеченным валиком. Подобная
[27]
посуда находит аналогии в средневековой керамике Восточного Забайкалья. Встречаются в средневековых погребениях Восточного Забайкалья и бронзовые наручные браслеты и бусы. Форма сосудов, близкая рассматриваемой, была известна и киданям.
В целом особенности погребального обряда и инвентаря существенно отличают памятник Цогт-Хиргист-хоолой от круга древнетюркских, уйгурских, кыргызских и монгольских погребений. По всей видимости, это впускное погребение может относиться кочевникам, испытавшим значительное влияние киданьской культуры. В Гобийском Алтае эта этническая группа могла оказаться, будучи вовлеченной в западный поход киданей, искавших спасения под предводительством полководца Елюй Даши от преследования чжурчженей в начале ХП века.

2. Асеев И.В., Кириллов И.И., Ковычев Е.В., Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья,- Новосибирск, Наука, 1984.- Табл. 1, 1,2,4,9; 11, 1-3,8; 111, 1,6; 1,3,5,6; V, 1-6.

3. Там же.- Табл. ХVII, 4,5; XX, 8,9; ХХII, 17.

4. Ивлиев А.Л. Киданьская керамика // Древний и средневековый Восток. М., 1985, 4.1. Рис. 1,2,3,4.

Прикрепленные миниатюры

  • панцирь.jpg
  • реконструкция.jpg


#2 Vadim

Vadim
  • Горожанин
  • 152 Сообщений:
  • Location:г. Улан-Удэ
  • Interests:Кочевники Центральной Азии, история, военное дело.

Опубликовано 25 Сентябрь 2013 - 05:58

Здесь эта же статья но рисунков больше: https://e-lib.gasu.ru...999/N4/st22.pdf
  • alrik это нравится




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых