Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Бердо


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
55 ответов в теме

#1 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 24 Август 2005 - 01:28

Дело в том, что лазанье по ТФ поисковику дало мне лишь примерное представление, что такое бердо. По интернетовским поисковикам- английским владеем-с скверно, на русском по технике плетения(ткачества) на этом самом бердо ничего не нашла...Помогите, пожалуйста, укажите на какое-нибудь понятное руководство. Или - в какой книге это доходчиво объясняется(чтоб заказать)... Или - если так сможете объяснить, прошу.
"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#2 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 24 Август 2005 - 05:49

https://www.cs.arizon...hs/mot_loom.pdf
Понимаю, что с английским беда, но в сети это вроде все... Правда, картинки кое-что дают понять.
Есть еще купленная в Белоруссии книжка по ремеслам, завтра дам название. Она правда, на белорусском, но я все поняла.


#3 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 24 Август 2005 - 11:38

Руся, Вам цены нет! Даже и не знаю, чтоб я без Вас делала.:) Спасибо.  Книжка хоть и на английском, а картинки очень хорошие, так что надеюсь разобраться. По крайней мере, принцип плетения я уже поняла. Дальше будет легче. Только вот ссылка сама по себе не работает. А работает так (по крайней мере у меня;)): https://www.cs.arizon...ving/monographs  
а дальше жьму на mot_loom.pdf и мне предлагается книжечку скачать(или открыть). Просто вдруг кому пригодится...
Ждём-с название белорусской книжицы:).Вдруг удастся по интернету заказать.
                                                      Ещё раз благодарю.
                                                      С уважением.

"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#4 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 25 Август 2005 - 12:21

Вот трикниги по которым училась я - для начинающего - там есть ВСЕ.
1."Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус
Практ. пособие для руководителей школ. кружков
М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171. Эта книга есть в !любой! библиотеке.
2. Русские традиционные художественные производства"
Путеводитель-справочник.
Автор текста Н.Н.Мамонтова. (тут можно похватать кой какие идеи)
М., "Ступень", 1995, 32 с.
3. Eevi Astel. Eesti vооd.Tartu: Ilmamaa, 1998. (это эльдорадо  идей).


#5 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 25 Август 2005 - 20:22

Благодарю Вас. Будем искать.:)
"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#6 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 26 Август 2005 - 04:40

Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Менск: Беларусь, 2001. – 168 с.: iл.

Я перевела оттуда раздел про тканье на бердо. По возможности напечатаю здесь.

Годзадва, книгу #1 не встречала :( Я записана в 3 московские библиотеки :(


#7 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 26 Август 2005 - 08:20

Rusia

Я перевела оттуда раздел про тканье на бердо. По возможности напечатаю здесь.

Да, да, очень, очень прошу, потому что вопросов всё равно много. Буду весьма благодарна.

"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#8 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 08 Сентябрь 2005 - 15:22

Нет возможности.......?:-( Плачу горючими слезами...
"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#9 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 08 Сентябрь 2005 - 16:51

В процессе: набираем текст, сканируем и обрабатываем картинки... Ждите до начала Куликовки...

#10 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 08 Сентябрь 2005 - 18:54

Ждём-с:). Спасибо, что ответили.
"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#11 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 29 Сентябрь 2005 - 07:20

В процессе: набираем текст, сканируем и обрабатываем картинки... Ждите до начала Куликовки...

?

"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)

#12 Earving

Earving
  • Горожанин
  • 220 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Питеррр
  • Interests:Театр. Верховая езда. Туризм.

Опубликовано 29 Сентябрь 2005 - 20:44

Не дождавшись от Руси перевода с белорусского, выложила пока в оригинале главу из этой книжки.
Смотреть здесь.

А первые водолазы появились на Чудском озере в 1242 году...правда они были одноразовыми...

#13 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 12:30

Ща переведу.

"Бердышко – это деревянная, пластмассовая или металическая пластинка, размерами приблизительно 15х15 см, поделенная щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2 мм на тростины. Размер тростин приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.
Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке являются челнок, пластинки для подбивания уточной нити и заправки в зев. Нитки для тканья на бердо используются такие же как и для тканья на ниту
Опубликованное фото
Техника тканья
Для изготовления пояса на бердышке нужно отмерять нитей немного больше желаемой длины будущего пояса. Одну половину ниток пробрать в щели между тростинами, вторую в круглые отверстия. Один конец ниток закрепить на поясе ткачихи, второй на каком нибудь неподвижном предмете.
Процесс тканья на бердышке в сравнении с уже известным нам ткачеством на дощечках, и особенно с ткачеством на ниту, отличается  простотой. Для того чтобы сделать зев для прокидки уточной нити, достаточно просто поднять или опустить бердышко. При этом нити, заправленные в круглые отверстия, будут перемещаться вверх-вниз

Опубликованное фото
В начале работы, как и при тканье на дощечках и на ниту, надо заложить одну, две дощечки – это во-первых, дает возможность определить ширину пояса. Во-вторых, если уточная нить первый раз будет прибита к ровному краю дошечки, этим гарантируется ровный край будущего пояса.
Узоры
Узоры при тканье на бердышке получаются аналогичные описанным в разделе «Ткачество на ниту». Насновав основу «пучками», получимпродольные полосы. Сновка «парками» даст поперечные полосы. Насновав «тройками» можно выбрать «каныцiк»(такого слова нет, возможно это огрехи сканирования), аналогичные ему узоры.
Опубликованное фото
Опубликованное фото
Опубликованное фото


#14 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 12:56

Дошли таки руки посканировать из
"Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус
Практ. пособие для руководителей школ. кружков
М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171.

"Существует еще один вид простого тканья поясов — тканье на бердышке. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых внешне больше напоминает плотную вязку. Бердышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бердышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой проделывались вертикальные прорези-щели. В промежутках между щелями на середине высоты бердышка проделывались отверстия (рис. 129). Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье. Для изготовления пояса средней ширины достаточно, чтобы бердышко имело 20—22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготавливались шерстяные разноцветные нити, как обычно, связывались в пучок и прикреплялись  к  неподвижному  предмету.  Затем  нити  по  порядку пробирали  в  бердышко:   одну  нить — в  прорезь,   другую — в отверстие между прорезями и так далее. '
Нити натягивались, бердышко поднимали рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимались, а нити, пробранные в прорези, опускались. В полученный зев прокладывали уток и прибивали пальцем или деревянным ножом (рис. 130, а). Затем бердышко опускали, нити менялись ме стами, в образованный таким образом зев прокладывали уток и снова прибивали к предыдущей уточине (рис. 130, б). Затем процесс повторялся. Способ очень прост — в этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда довольно широких. Рисунки поясов были разные, от продольных полос, гладких и пестрых до сложных браных узоров, выполнявшихся с помощью бральницы.
Перейдем к практическому освоению техники тканья на бердышке. Для этого нужно изготовить такое бердышко из тонкой (толщиной 3—4 мм) деревянной дощечки или другого материала (пластины из плексигласа, стеклопластика, дюралюминия и др.). Из фанеры бердышко делать не рекомендуется, так как на срезе она имеет шершавость и при работе может цепляться за нити. Высота пластины должна быть около 13—14 см, ширина — 24—26 см. В ней должны быть сделаны вертикальные прорези высотой 9—10 см с просветом в 1,5—2 мм. Расстояние между прорезями — около 4— 5 мм, количество прорезей — не менее 30. Для очень узких изделий можно сделать бердышко с 18—20 прорезями, соответственно уменьшив его ширину, но сохранив ту же высоту. На уровне середины высоты бердышка нужно просверлить отверстия диаметром 1,5—2 мм, расположенные равномерно в промежутках между прорезями (рис. 129). Бердышко и особенно внутренняя сторона прорезей должны быть тщательно зачищены. Для большего удобства в верхней части бердышка посередине можно сделать выступ, за который его будет удобно брать, поднимая и опуская.
Теперь соткем закладку в книгу или пояс из разноцветных ниток. Для пояса можно взять шерстяные вязальные нитки средней толщины, для закладки — шерстяные нитки потоньше или нитки мулине, ирис в два сложения, можно использовать и синтетические нитки, выпускающиеся для вязания. Заготовим нитки следующих цветов и проберем их в бердышко в следующем порядке:
красных — 3 нити, белых i  — 1 нить,
зеленых — 3 нити, черных  — 1 нить,
красных — 3 нити, белых     — 1 нить,
желтых — 3 нити, красных — 4 нити,
красных — 3 нити. белых     — 1 нить,
черных — 1 нить,        красных — 1 нить.

Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нитка не повторяется). Всего должно быть заготовлено 49 нитей, из них красных — 27, зеленых — 6, желтых — 6, черных — 4, белых — 6. Количество занятых в бердышке прорезей будет 25. Остальные 24 нити должны быть пробраны в промежутки между прорезями.
Красный цвет в данном случае лучше взять яркий, с оран
жевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого от
тенка. Такое сочетание цветов в тканых поясах любили де
лать мастерицы узорного тканья в Рязанской области, в Мор
довской АССР. На севере России были излюбленными другие
сочетания, часто с преобладанием лиловых, коричневых, се
ребристо-серых цветов. Вот пример сочетания цветов и их
чередования в узорных поясах Архангельской области:
темно-коричневых — 2 нити,
лиловых — 2 нити,
белых — 2 нити,
лиловых — 3 нити,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 1 нить,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 7 нитей.
Далее цвета нитей чередуются в обратном порядке (средние 7 нитей не повторяются). Для изготовления такого пояса нужно подготовить 31 нить, из них темно-коричневых — 8, лиловых—10, белых—13. Темно-коричневый можно заменить черным, лиловый должен быть с красным оттенком, не темным. Количество прорезей бердышка, занятых при тканье такого пояса, будет 15, свободные прорези располагаются симметрично по краям.
Пользуясь бердышком, можно соткать большое количество разнообразных по расцветке и узорам закладок в книги, поясков, отделочных тесемок и пр. Каждый из членов кружка может дать свои варианты решений такого изделия, вначале отталкиваясь от народных изделий такого рода, а потом и самостоятельно, придумав по своему вкусу отделку концов — кистями, плетением из тех же нитей, бисером или стеклярусом и т. д. Пояс можно сделать чуть-чуть короче длины талии и вшить с обоих концов металлические (или пластмассовые) кольца, в которые вставить шнур, скрученный из цветных нитей (рис. 131).
На бердышке можно ткать пояса и другие изделия браного и закладного ткачества. Для выполнения пояса в закладной технике бралась обычно грубая льняная основа (вместо нее можно взять катушечные нитки № 10 в два сложения) и шерстяные тонкие нитки разных ярких цветов: розового, черного, васильково-синего, оранжевого и др. Цвета располагались горизонтальными полосами, чередующимися с закладным узором. Пояс должен иметь ширину не менее 4 см, для того чтобы закладной узор мог на нем разместиться (рис. 132, а).
Браные пояса выполнялись сложнее. Браный узор обычно делали посередине пояса, а с обеих сторон его обрамляли простыми цветными полосками. Для выполнения такого пояса заранее рассчитывали, сколько нитей нужно заготовить на боковые цветные полоски и сколько для выполнения браного узора и фона (фоновых ниток при этой разновидности браного ткачества должно быть почти вдвое больше, чем узорных). Цветные боковые полоски и .браный узор выполняли из шерстяных ниток (их можно заменить нитями мулине, ириса или гаруса), а фон для браного узора — из белых или суровых льняных ниток (вместо них можно использовать нити кроше №30 или катушечные №10). Проборка в бердышко одинаковая для всех нитей. Нити пробираются поочередно то в прорези бердышка, то в отверстия между ними. После одной узорной нити пробираются две фоновые.
Для выполнения браного пояса нужно предварительно сделать вспомогательный рисунок с изображением узора, причем достаточно изобразить один раппорт его по вертикали, а если узор симметричен, то полураппорт.
Способ выполнения узора заключается в том, что одну часть узорных нитей согласно вспомогательному рисунку выбирают пальцами рук и поднимают до верхней части зева, а другую их часть таким же образом опускают и между ними вставляют дощечку. Операцию эту проделывают при открытом зеве, который образуется обычным путем — от поднятия или опускания бердышка. Затем дощечку ставят на ребро и прокидывают уток из тех же нитей, что и фоновая основа. Уступ узора в поясах делается минимальный, т. е. одна нить по основе и по утку. Уток берется из той же пряжи, что и фоновая основа для браного узора.
Для начинающих можно рекомендовать выполнить несложный узор из семи нитей яркого, например красного, цвета, шерстяных или хлопчатобумажных нитей мулине в одно сложение или ириса в два сложения. Количество фоновых нитей, располагающихся между узорными, —12. Узор этот состоит из ромбиков и пары треугольников, чередующихся между собой (рис. 132, б), количество нитей утка в полураппорте — 7. По краям узора симметрично от него расположим несколько цветных полосок в следующем порядке:
красных—3 нити, желтых — 1, нить,
черных  — 3 нити, белых      - 1 нить,
желтых — 1 нить, желтых — 1 нить,
белых     — 1 нить, черных — 3 нити.

Далее пойдет сновка для узорной части, состоящая из чередования красных узорных и белых (или суровых неотбеленных) фоновых нитей (узорных — 7 нитей, фоновых — 12 нитей), после чего пойдут снова нити для полосок, но в обратном порядке. Пробрав все нити в бердышко, приступим к тканью браного пояса так, как мы выше описали. Порядок поднятия узорных нитей будет следующий:
для первой прокидки     I   II, IV, VI, VII,
для второй _                         II, III, V, VI,
для третьей                III, IV, V
для четвертой         I, IV, VII
для пятой _                          I, II, VI, VII
для шестой _
Если картинки к тексту надо - сообщите.


#15 Earving

Earving
  • Горожанин
  • 220 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Питеррр
  • Interests:Театр. Верховая езда. Туризм.

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 13:38

У себя на страничке переправила текст на русский:) Спасибо Го!
И картинки к последнему посту, в идеале, тоже были бы не плохи.
Может отрывок из этой книги тоже выложить с картинками к предыдущему отрывку? Так сказать, обьединить информацию?

А первые водолазы появились на Чудском озере в 1242 году...правда они были одноразовыми...

#16 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 16:25

Earving
Да не зачто, только надо исправить мои ошибки в тексте и расставить знаки препинания - я очень плохо пишу по-русски. Было бы идеально, если бы Вы сделали обзор литературы по этой технике, скомпоновали бы все в одну статейку авторскую. Это выглядело бы более весомо и интересно, чем надерганные из контекста страницы. :-) Тем более, что  "Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi" кнгига новая и  публикация отрывков из нее в сети, да еще в переводе невесть кого требует писменного или устного согласия авторов (см. тему о копирайтах). Либо стоит сделать пометку "Выложенно временно для ознакомления"
А статейка в Вашем исполнении с приблизительным планом была бы хороша :-)
1. История техники тканья на бердо и география её распространения. 2. Необходимые материалы и оборудование. 3. Техника тканья и варианты форимирования орнамента. 4. Литература.


#17 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 16:30

Картинки к статье из "Основы художественного ремесла"

Опубликованное фото
Опубликованное фото
Опубликованное фото


#18 Michalina

Michalina
  • Горожанин
  • 109 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Гродно, Беларусь
  • Interests:ВКЛ и Западная Европа 13-14 вв.

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 16:35

«каныцiк»(такого слова нет, возможно это огрехи сканирования), аналогичные ему узоры.


Правильно "капыцік" -название одного  из узоров.


#19 Guest__*

Guest__*
  • Гость

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 16:40

Михалина, спасибо!! Теперь все стало понятно. Это узор получается из сочетания косых полосочек...незнаю как это объяснить на пальцах, может у Вас получится.

#20 Edel De Alfrhild

Edel De Alfrhild
  • Горожанин
  • 464 Сообщений:
  • Location:Хабаровск
  • Interests:Франция,кон.12в,Русь,12-13вв.,Тевтонский орден, нач.15в.,ист.фех,верховая езда

Опубликовано 30 Сентябрь 2005 - 17:14

Ой, спасибо Вам всем огромное! Здорово то как! Целую всех пылко, особенно Godzadvу!
"Византийские пехотинцы, преследуя по тёмным и извилистым улицам сарацинок Алеппо, подсознательно мстили за три века неслыханных страданий, причинённых несчастным христианским народам"(Шлумбергер)




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых