Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

"Дёрганая" тесьма - источник на паспорт


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
4 ответов в теме

#1 Garetty

Garetty
  • Горожанин
  • 12 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Алексин, Тульская обл.
  • Interests:исторический костюм, вятичи, вышивка, славянские боги

Опубликовано 09 Октябрь 2009 - 14:09

Людмила Гайдукова (Garet Olvies)
Денис Тарасов (NetHermit)
ТГ «Стружок» https://vkontakte.ru/club9986776


Анализ археологического источника на «дёрганую» тесьму при использовании в паспорте костюма на комплекс одежды славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в.

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности использования «дёрганой» тесьмы в реконструкции одежды славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в., давайте подробно рассмотрим и произведём сравнительный анализ одного из образцов, найденных при раскопках кургана близ с.Сумино Ленинградской обл. и описанных в статье: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939.

Вот общее фото образцов из кургана:
LN1.jpg

Далее читаем:

«1...Особый раздел домашнего крестьянского производства составляло плетение и тканьё всевозможных шерстяных тесем, шедших на пояса и на украшение одежды (рис. 12, 13, 14). Пояса — необходимая принадлежность как мужской, так и женской одежды восточных славян, и изготовление их было широко распространено. Этим, вероятно, можно объяснить сравнительно частые находки фрагментов шерстяной тесьмы в курганах 1.
Способы плетения и тканья поясов были разнообразны и в течение столетий сохранились в крестьянском домашнем производстве…

2...Исследованные нами образцы тесьмы из финских могильников и из курганов Ленинградской и Костромской областей (где русское и финское население тесно соприкасалось и взаимно влияло друг на друга) представлены главным образом техникой тканья на дощечках. В большинстве случаев это безузорная тесьма, но часто со следами окраски (рис. 12—1,2,3)...»

В приведённом отрывке бросается в глаза следующее: автор рассматривает найденные образцы тесьмы как отдельно взятый комплекс предметов, только называя технологии изготовления (плетение и тканьё), но не выделяя, который из образцов был создан способом плетения, а который – тканья. В данной статье нас особенно заинтересовал фрагмент тесьмы, представленный на фотографии под № 3. Действительно ли он изготовлен способом тканья на дощечках, как обобщённо отмечает М.Н.Левинсон-Нечаева?

Давайте внимательнее рассмотрим этот образец, найденный при раскопках кургана близ с.Сумино Ленинградской обл., и его прорисовку:
LN2.JPG

Рис. 1) – Фото тесьмы из статьи: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939. - С. 33. рис. 12-3 ( находка из кургана близ с.Сумино Ленинградской обл.)

Рис. 2) – Прорисовка тесьмы из книги: Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.

Рис. 3) – Современная реконструкция тесьмы в технике «дёрганье» (fingerloop). Взято с сайта: https://www.cs.vassar...fingerloop.html


При внимательном рассмотрении мы обратили внимание на следующие моменты.

Пересечение нитей идёт под углом примерно 45º, что характерно скорее для плетёной, чем для тканой тесьмы. Как бы ни был сложен тканый орнамент, выполненный на дощечках, нити основы и утка там пересекаются под углом 90º. В нашем случае хорошо видно отсутствие такого пересечения нитей и наличие характерной для плетения «ёлочки».

Второй момент – сильная разлохмаченность кромки. Плетёная тесьма, в отличие от тканой, имеет более рыхлую кромку, которая в погребении разрушится гораздо быстрее плотного центра тесьмы. В тканых образцах кромка сохраняется лучше, это видно на фото тесьмы из того же кургана:
LN3.jpg
Фото из статьи: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939. - С. 33. рис. 12-1,2

Таким образом, приходим к выводу, что образец № 3 выполнен в технике плетения, а не тканья. Для того чтобы узнать, что это за техника, обратимся к опыту мастеров. На сайте https://www.cs.vassar...fingerloop.html представлены образцы плетёной тесьмы, выполненные в технике «дёрганья» (fingerloop). Один из образцов семиниточного плетения почти полностью идентичен нашему исследуемому фрагменту. Техника «дёрганья» имеет множество вариантов переплетения нитей, но основной особенностью такой тесьмы является её неравномерность: более рыхлая от начала и более плотная к концу. На фото образца, взятом с сайта, эта особенность ясно прослеживается: тесьма развёрнута началом в левую сторону. Теперь рассмотрим фрагмент тесьмы из кургана. На прорисовке этого не заметно, но на фото видим, что правый край имеет более рыхлое переплетение нитей, а на левом лучше сохранилась кромка, следовательно, переплетение здесь было более плотным.
Опираясь на результаты приведённого выше сравнительного анализа, мы считаем, что рассмотренный фрагмент тесьмы, найденный в погребении близ с.Сумино Ленинградской обл. выполнен в технике плетения, получившей название «дёрганье» (fingerloop).

Наличие же сохранившегося археологического источника делает целесообразным использование «дёрганой» тесьмы при реконструкции костюма славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в., позволяя указывать в паспорте костюма приведённую выше фотографию со ссылкой на статью М.Н.Левинсон-Нечаевой.

#2 Lom

Lom

    Городские советники

  • Старший администратор
  • 2 776 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 09 Октябрь 2009 - 18:14

Спасибо за интересную тему и проведенную работу. Однако хотелось бы сделать несколько уточнений.

Фотография в статье Левинсон-Нечаевой качества, мягко говоря, не реконструкционного. И, конечно, точный вывод о технологии изготовления можно сделать только по оригиналу или изображению высококачественному и детализованному. Соответственно, возникает вопрос об адекватности прорисовки у Семеновой, сочинения которой в принципе историческим источником не являются. Впрочем, отдаленное сходство, конечно, у оригинала и прорисовки имеется.

Пересечение нитей идёт под углом примерно 45º, что характерно скорее для плетёной, чем для тканой тесьмы. Как бы ни был сложен тканый орнамент, выполненный на дощечках, нити основы и утка там пересекаются под углом 90º.

Это не совсем верно. Технически при ткачестве на дощечках нити основы и утка действительно стоят под углом 90°, однако готовая тесьма выглядит несколько иначе - нити закручиваются и образуют наклонный рисунок. Здесь хорошо видно какой
Опубликованное фото

Плетёная тесьма, в отличие от тканой, имеет более рыхлую кромку, которая в погребении разрушится гораздо быстрее плотного центра тесьмы. В тканых образцах кромка сохраняется лучше, это видно на фото тесьмы из того же кургана:

Признаться, не замечали такой закономерности. Тесьма в технике дерганья имеет примерно одинаковую плотность по ширине. При использовании других техник плотнее, скорее, кромка. В любом случае разглядеть что-либо на представленных фотографиях крайне сложно, вряд ли их можно использовать как аргумент.

Один из образцов семиниточного плетения почти полностью идентичен нашему исследуемому фрагменту.

Снова оговоримся - идентичен не исследуемому фрагменту, а только его прорисовке.

Техника «дёрганья» имеет множество вариантов переплетения нитей, но основной особенностью такой тесьмы является её неравномерность: более рыхлая от начала и более плотная к концу

Да, неравномерность по длине - главная проблема дерганой тесьмы. Но не на отрезке в 5-10 см. Любой, наловчившись, может изготовить метр идельно ровной дерганой тесьмы или шнура. При наличии помощника - 2 м и более. На фото длина отрезка, кажется, не превышает 3 см. При такой длине, степени сохранности и качестве фото неравномерная обтрепанность тесьмы не говорит ровным счетом ни о чем.

В заголовке тема сформулирована вполне однозначно. Но позволим себе напомнить о другой технике полутканья - она имеет разные названия и встречается даже в книжках по макраме. Смысл в том, что пучок ниток делится пополам, после чего крайние нити проводятся от краев к центру по принципу утка в полотняном переплетении (поверх нитки, снизу нитки, поверх, снизу - до середины).
Такая техника прекрасно описана в книге M. Hald "Ancient Danish Textiles from Bogs und Burials". В частности, фрагмент такой тесьмы найден в Маммене, который гораздо ближе хотя бы по времени к интересующей теме, чем европейские находки XIV-XV вв.

В любом случае без более детального изучения оригинала или его качественной фотографии с подробным описанием (количество нитей, толщина и пр.) вопрос о конкретной технике, на наш взгляд, останется открытым.
Православие и прогресс! https://vk.com/artremeslo

#3 Garetty

Garetty
  • Горожанин
  • 12 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Алексин, Тульская обл.
  • Interests:исторический костюм, вятичи, вышивка, славянские боги

Опубликовано 12 Октябрь 2009 - 14:02

Да, Вы верно заметили, тема новая и в реконструкторских кругах практически не освещавшаяся. Я занимаюсь "дёрганкой" больше года, как практически, так и теоретически, и столкнулась с интересным явлением: в этнографии дёрганая тесьма использовалась не просто широко, а повсеместно по всей России. Вариантов использования тоже масса. Способ плетения - проще не придумаешь. Просто не может быть, что славянские народы узнали о дёрганке лишь к XIX веку, когда в европейских странах такая тесьма использовалась с XII-XIII в.в. (это подтверждают образцы из Лондонского музея, ссылка ниже). Однако то, что на эту тему нет опубликованных исследований ещё не означает, что не было самой тесьмы! К сожалению, доступа к музейным фондам у меня нет, и в реконструкторской среде мне пока никто не смог помочь конкретными материалами. Поэтому на данном этапе работы использую те крупицы, которые удалось собрать:thumb:

Фотография в статье Левинсон-Нечаевой качества, мягко говоря, не реконструкционного. И, конечно, точный вывод о технологии изготовления можно сделать только по оригиналу или изображению высококачественному и детализованному. Соответственно, возникает вопрос об адекватности прорисовки у Семеновой, сочинения которой в принципе историческим источником не являются. Впрочем, отдаленное сходство, конечно, у оригинала и прорисовки имеется.


Если у Вас есть более чёткая фотография из статьи или фото оригинала, пришлите, пожалуйста, буду очень благодарна! Также буду благодарна за любую конкретную информацию по данной теме!!!
По поводу книг Семёновой могу заметить, что ЛЮБОЕ научное исследование не является историческим источником, поскольку само анализирует исторический источник и вводит его в научный оборот . Как Вы заметили, на выводы Семёновой я не ссылалась, из книги взята только прорисовка, которую делала не она сама. Поэтому я считаю целесообразным использовать "картинку" из этого (как и из любого другого) издания.

На приведённой Вами фотографии невооружённым глазом видно, что это тканьё, несмотря на то, что рисунок расположен по косой. Столь ровное расположение "рисок" может дать только нить основы, которая в виду специфики рисунка не видна. Если Вы сами когда либо плели или ткали, думаю, этого объяснять не нужно. На фото тесьмы из кургана, даже при его плохом качестве, невозможно разглядеть ни одной хоть сколько-нибудь вертикально лежащей нити.

Да, неравномерность по длине - главная проблема дерганой тесьмы. Но не на отрезке в 5-10 см. Любой, наловчившись, может изготовить метр идельно ровной дерганой тесьмы или шнура. При наличии помощника - 2 м и более.


Вы сами когда-нибудь делали дёрганку из шерстяных нитей?! Даже 50 см ровной тесьмы - уже абсурд, потому что нить истончается. А 2 м ровной тесьмы - просто фантастика! Можно делать ровную тесьму из нитей х/б или шёлковых, но никак не из шерсти. Однако, судя по разлохмаченности нитей на фото фрагмента и по ширине тесьмы, не думаю, что в работе был использован шёлк.

Но позволим себе напомнить о другой технике полутканья

Да, этот вопрос действительно требует серьёзного уточнения, в том числе практического. Я делала тесьму способом саржевого переплетения и могу сказать, что она получается идентичной дёрганой.

Такая техника прекрасно описана в книге M. Hald "Ancient Danish Textiles from Bogs und Burials". В частности, фрагмент такой тесьмы найден в Маммене, который гораздо ближе хотя бы по времени к интересующей теме, чем европейские находки XIV-XV вв.

Посмотрите таблицу лондонских находок, самая ранняя датируется концом XIIв. https://www.13c.ru/te...rloopBraids.pdf

#4 Lom

Lom

    Городские советники

  • Старший администратор
  • 2 776 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 12 Октябрь 2009 - 14:46

Однако то, что на эту тему нет опубликованных исследований ещё не означает, что не было самой тесьмы!

Совершенно с вами согласны. И, скорее всего, она есть. Но очень часто "неинтересные" обрывки шерстяных тесемочек и веревочек не привлекают внимания исследователей или они описывают их очень скупо.

К сожалению, более качественного фото тесьмы из Суминского кургана у нас нет, иначе вопрос о технике, в которой она изготовлена, можно было бы закрыть.

Фото тесьмы на дощечках мы выложили не для того, что доказать, что она похожа на полутканье - вы правы, совсем не похожа. Но из ваших слов новички могли бы заключить, что тканая тесьма похожа на полотняное переплетение, где нити основы и утка перпендикулярны друг другу. А это не так. Возможно, наше замечание и было избыточным, но мы решили перестраховаться.

Вы сами когда-нибудь делали дёрганку из шерстяных нитей?! Даже 50 см ровной тесьмы - уже абсурд, потому что нить истончается. А 2 м ровной тесьмы - просто фантастика!

Конечно, делали. Иначе не стали бы писать, что это возможно.

Не совсем поняли, к чему вы упоминаете лондонские находки. Да, там есть тесьма в технике полутканья и не только дерганья. И действительно XIII в. Но это верхняя граница заявленного вами изначально периода. Его нижняя граница - X в. И мы подумали, что интересно было посмотреть находки на это время. В Маммене они есть. Конечно, это Скандинавия, но ведь и Лондон - не Ленинградская область.
Православие и прогресс! https://vk.com/artremeslo

#5 Garetty

Garetty
  • Горожанин
  • 12 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Алексин, Тульская обл.
  • Interests:исторический костюм, вятичи, вышивка, славянские боги

Опубликовано 15 Октябрь 2009 - 13:59

Очень жаль, что и у вас нет материала по этому вопросу :huh: Но, как говорится, "будем искать"! Настоящая статья - далеко не окончательный вариант, по мере поступления материала она будет уточняться и дополняться.

По поводу заявленного исторического периода, мы просто указали тот период, который был выбран Левинсон-Нечаевой для анализа находок, поскольку ни в таблицах, ни в тексте не содержится упоминания о более точной датировке фрагментов из интересующего нас кургана. Кстати, в таблицах находок описание интересующего нас фрагмента приведено так: "тесьма плетёная (?) из толстой шерсти".

Существование в Европе аналогичных находок - это всего лишь доказательство того факта, что в интересующий нас период техника дёрганья была известна. Соглашусь, к территории Руси это имеет лишь косвенное отношение, позволяя предположить, что в результате торговых, культурных и прочих связей (ведь славянское население не было полностью изолировано от своих европейских соседей) эта техника распространилась или от нас к ним, или, наоборот, от них к нам. Поэтому развитие дёрганья в Европе нас интересует так же живо, как её развитие на Руси.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых