Реконструкция древнерусского плаща
#1
Опубликовано 08 Октябрь 2009 - 14:13
Некоторые авторитетные товарищи предлагают такую выкройку(верхний вариант)
Другие - воспользоваться европейскими материалами(Бокстен)
А что предложит уважаемая общественность?
#2
Опубликовано 08 Октябрь 2009 - 20:56
- Сударь конкретизируйте свой вопрос.
Период , статус и т.д и т.п.
Каждого поименно..." А.Белов
#3
Опубликовано 09 Октябрь 2009 - 13:26
Но я поднимаю вопрос общий, а не конкретно по себе. 13-14 вв Русь
#4
Опубликовано 09 Октябрь 2009 - 19:48
В XIV веке корзно сменяет сугубо военная (как считают исследователи) укороченная приволока возможно той же формы.
Параллельно в народе могли бытовать накидки прямоугольной, а также полукруглой формы. Накидка прямоугольной формы является одной из древнейших на Циркумбалтийском субконтиненте. Полукруглая накидка, похоже, является общеевропейской. Об этом свидетельствует новгородское изображение XI века св.Варвары (см. ниже) и западноевропейские материалы. К сожалению, проследить популярность этих форм накидок на Руси сложно ввиду отсутствия наглядных фактов. Можно пытаться выстраивать обоснование через обширную иконографию, однако существует сложность, связанная с изобразительным каноном.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#5
Опубликовано 12 Октябрь 2009 - 03:39
Еще один маленький довод в пользу "полукруглой" выкройки.
Если присмотреться, то заметно, что пола плаща откинута, чтоб "канонично" освободить правое плечо святых. Следовательно, полы плаща могут полностью смыкаться, что возможно лишь при "полукруглой" выкройке...
#6
Опубликовано 13 Октябрь 2009 - 16:33
В качестве иллюстрации приведу редкий иконографический пример. Способ ношения плаща соответствующий расположению застёжки на плече хорошо известен по материалам раннего средневековья и в дальнейшее время как будто исчезает, что нехарактерно для преемственной культуры древней Руси, так как в XIV-XV вв. люди во всей Европе не перестают носить плащи. Словом, данное обстоятельство ещё раз демонстрирует ограниченность иконографии в качестве источника реконструкции повседневного костюма.
Однако в настоящем случае известная икона середины XV века "Битва новгородцев с суздальцами", очевидно является исключением. Надо полагать, для большей наглядности иконописец намеренно нарушил канонические установки и поэтому изобразил горожан в реальной одежде, чтобы подчеркнуть социальные различия. Зажиточные горожане одеты в статусные охабни-опашни, наброшенные поверх одежды типа кафтан с отвёрнутыми полами, а остальные горожане в обычных для своего времени плащах. Благодаря этим тонко подмеченным нюансам мы, вероятно, имеем перед глазами наглядную картину внешнего вида горожан XV века. Так среди прочего засвидетельствован невостребованный в сообществе способ ношения плаща. Изображение горожан сложно связывать с канонизированным ликом святых или правящей верхушки, посему позволяет предположить распространение в народной среде XIV-XV вв. плащей именно трапециевидной конструкции. Но здесь важно учитывать следующий момент. Принимая во внимание назначение корзно и приволоки, возможно плащ трапециевидной формы является принадлежностью сугубо мужского (на раннем этапе "военного") костюма.
Правильно поставленный вопрос – половина ответа. Без наводящих вопросов сложно.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#7
Опубликовано 13 Октябрь 2009 - 17:41
И в чем особенности правильной выкройки? Как она выглядит?В том и дело, что при трапециевидной конструкции полы тоже могут смыкаться – вопрос способа ношения и правильно составленной выкройки.
Принимая во внимание назначение корзно и приволоки, возможно плащ трапециевидной формы является принадлежностью сугубо мужского (на раннем этапе "военного") костюма.
Изменено: Gorislaff, 13 Октябрь 2009 - 17:42
#8
Опубликовано 13 Октябрь 2009 - 23:38
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#9
Опубликовано 14 Октябрь 2009 - 22:33
Судя по изображениям корзно фигурирует как сугубо княжеская парадная одежда.
На серии Бориса и Глеба (включая иконы 14 века) https://rus-icons.nar...01/1_1_76-2.htm (как, например, здесь явственно виден острый свисающий край корзно, получить который было бы проблемно от трапеции, угол которой перекинули через руку. Собственно говоря, эта тема на ТГ уже обсуждалась.
есть порядочное количество тех же коротких (возможно кавалерийских) плащей, в том числе на изображениях тех же Бориса и Глеба https://rus-icons.nar...01/1_1_76-7.htm и тоже 14 век и в вероятно подбитом мехом плаще
https://rus-icons.nar...01/1_1_76-6.htm
разве корзно и плащ не разные по ситуации ношения вещи?
Изменено: Tatyana, 14 Октябрь 2009 - 22:43
Не счесть жемчугов и знамен,
Расшитых златыми нитями
Руками прекрасных жён.
Каменьями драгоценными
Шелков тяготеет груз.
Коль княжества склонятся пленными –
Весь Китеж восстанет за Русь!
#10
Опубликовано 17 Октябрь 2009 - 18:38
Я немного не понял, что Вы хотели сказать по поводу кавалерийских плащей, потому что это и есть приволока. Согласно Рабиновичу.
Дело в том, что термина плащ в средневековье не существовало. Это современное понятие, объединяющее все известные виды накидок. Поэтому пытаться разделить плащи на плащи и не плащи бессмысленно, так как ситуация ношения у всех одна – накидка. Но в качестве разновидности плаща корзно является особенным, да. Приволока, видимо, тоже.разве корзно и плащ не разные по ситуации ношения вещи?
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
#11
Опубликовано 18 Октябрь 2009 - 21:28
Ситуация ношения одна для всей одежды - ношение. Но та одежда, которую мы условно называем "плащи" делится тем не менее, на разные виды, как корзно, мятель, вотола, подбитые мехом, с отделкой, с накладками в области ворота и плеч, с одной застежкой, с вертикальным рядом застежек и т.д.
Не счесть жемчугов и знамен,
Расшитых златыми нитями
Руками прекрасных жён.
Каменьями драгоценными
Шелков тяготеет груз.
Коль княжества склонятся пленными –
Весь Китеж восстанет за Русь!
#12
Опубликовано 22 Октябрь 2009 - 16:14
В чём разница древнерусских названий плащей почти неизвестно. Мы можем пытаться рассуждать о материале, формах, способах ношения и декорирования, опираясь на конкретные источники.
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.
Н.А. Клюев
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых