Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Несколько вопросов про свиту


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
7 ответов в теме

#1 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 19 Январь 2005 - 21:34

Добрый вечер.

Похоже свиты преобретают популярность. :)

Что представляла из себя свита на Руси в самом конце 13-начале 14 веков

Вероятно тоже самое, что и в 12-13 вв. По мнению М.Г.Рабиновича свиты были распространены и в XV веке. По-видимому, в данном случае речь идёт о незажиточных горожанах.  

из какого материала шилась?

Лично я буду шить свиты из грубой шерсти полотняного переплетения (как оригинал). Только в моём случае временной отрезок - конец 12 - первая половина 13 века (даже третья четверть).

Существуют ли какие-то изобразительные источники

Существуют, но трактовать их можно по разному.

Икона "Борис и Глеб на конях", середина 14 века (ссылку на эту икону я давал в теме про опашень). Нас интересует Борис (слева). На нём - распашная одежда типа кафтана с короткими рукавами, поверх неё – плащ-приволока.

Скульптурный автопортрет новгородского мастера-литейщика Аврама. Новгород, 14 век.
Дать ссылку пока не могу. Некоторые полагают, что на нём - верхняя одежда типа свиты-кафтана, а кто-то утверждает, что это рубаха.

Также Рабинович писал о новгородских инициалах и рукописях 14 века. На них встречаются изображения горожан в довольно коротких (до колен) верхних одеждах. Некоторые из них с короткими рукавами. Изображений у меня нет (видел их только один раз).

Не забывайте, что Борис и Глеб - князья, а мастер Аврам и новгородцы с инициалов определённо были людьми не бедными и многое себе могли позволить (привозное сукно и т.д.).

Удачи!

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#2 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 21 Январь 2005 - 14:14

Мастер Аврам - однозначный новгородец. Хотя бы потому, что его скульптура расположена на месте соединения различных пластин ворот.

Сами врата действительно датируются серединой 12 века, но точная дата их привоза в Новгород и сборки неизвестна. С одной стороны считается, что они добыты из сигтунского похода, но есть и другая версия, что они попросту куплены.

Для 14 века я бы не стал использовать их в качестве источника.

Главное - учет и контроль.

#3 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 21 Январь 2005 - 16:30

Собственно, я подумал и решил не жаться 8)...

Я некоторое время назад сходил и сфотографировал некоторые части ворот.

Потому вот картинки Аврама и Риквина.

https://photofile.ru/....php?aid=307144

На них четко видны различия. Наиболее разительное - обувь: на Руси сапоги (кстати, с загнутыми носами, но на фотке не особо видно), на западе - туфли. Модный энколпион на шее у Аврама. Одежда у него никак не распашная. Лично мне вообще не нравится идея использовать исторические термины к реконструкциям: если нет полного описания одеяния, то название можно прилепить к чему угодно. Насколько его одежда адекватна эпохе - вопрос открытый: я не склонен делать глобальные обобщения (как у Рабиновича - нет разницы между 13 и 12 вв или между 14 и 12), а руки пока не дошли, хотя кой-какие наблюдения имеются.

Особо хочу обратить внимание на "растительную колонну" справа от Риквина. Сами ворота состоян из пластин с различными сюжетами, которые разделены вот такими "колоннами". Аврам расположен именно вместо такой "колонны", что хоть и не очень хорошо, но видно на его изображении - непосредственно под ногами.

А путаница какая-то есть. К сожалению, мне неизвестно ни одной современной критической публикации, равно как и публикации качественных изображений. Почему и пришлось идти фотографировать самому. Однако фотки мне не нравятся, потому, вероятно, придется все переснимать со штатива.

Главное - учет и контроль.

#4 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 23 Январь 2005 - 15:33

Естественно, это верхняя одежда. Ходить в исподнем (а уж тем более выставлять "свой статуй" на всеобщееобозрение) считалось непристойностью.

На Авраме однозначно НЕРАСПАШНАЯ одежда. Что видно вокруг шеи : ворот или цепь энколпиона - спорно и, соответственно, во внимание не принимается.

Проблема Рабиновича, да и не только его в историографии, состоит в том, что в случае отсутствия данных привлекатся более ранние или более поздние материалы без надлежащей критики. Отсюда и получается костюм 10-13 вв или 14-15 вв.

Еще раз напомню - мне неизвестны убедительные и серьезные исследования по датировке Сигтунских врат. В основном, датировка опирается на романский характер скульптуры и легенду о трофее похода на Сигтуну 1189 г.

Главное - учет и контроль.

#5 Tixonovv

Tixonovv
  • Горожанин
  • 31 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:Историческая реконструкция

Опубликовано 19 Январь 2005 - 19:17

Вот захотелось мне сшить себе свиту ,и сразу же возникло несколько вопросов.

Что представляла из себя свита на Руси в самом конце 13-начале 14 веков?
из какого материала шилась?
могла ли носится такая же как из Витебска датируемая 12-13 веками?

Существуют ли какие-то изобразительные источники(Ну или вообще какие ни будь)
Есть ли у кого выкройки (Очень надо)




Зарание благодарен
Тимофей.

КИР "Русская Земля"
https://russ-zemlya.ru/

#6 Liut

Liut

    брат Vedenea

  • Горожанин
  • 225 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:фехтование

Опубликовано 21 Январь 2005 - 10:58

Существует мнение, что тов. Авраам не новгородец, а магдебуржец. Т.к. ворота эти отлиты в Магдебурге для Сигтуны. А в Новгород их приволокли уже малость попозже, когда Сигтуну в 1188 г(если мне память не изменяет) разграбили.  
К стати Сигтуна это такая столица Швеции. Была.
И использовать изображения  войнов и цивилов с Сигтунских ворот Св. Софии для реконструкции мат.культуры Руси несколько не корректно.  Кроме того это не14, а 12 век.

Эт-то не раб-ботает. (с) Густав Киселиц.

Коза Ностра, Руссо Филиало. Дон Лютио.

#7 Liut

Liut

    брат Vedenea

  • Горожанин
  • 225 Сообщений:
  • Location:Москва
  • Interests:фехтование

Опубликовано 21 Январь 2005 - 15:27

-Мастер Аврам - однозначный новгородец. Хотя бы потому, что его скульптура расположена на месте соединения различных пластин ворот-
 Спасибо. Т.е. мастер монтировавший ворота себя таким образом увековечил? Об этом сохранилась информация?  С воротами действительно была какая-то путаница. Помится то ли сегтунские именовали корсуньскими, то ли наоборот.

Эт-то не раб-ботает. (с) Густав Киселиц.

Коза Ностра, Руссо Филиало. Дон Лютио.

#8 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Январь 2005 - 18:01

Добрый день.

Благодарю за комментарии. Всё это очень интересно. Годи, спасибо за фотографии.

По поводу датировок. Видимо в моём варианте исследования Рабиновича - опечатка или ещё какая-то ошибка (хотя в той главе шла речь именно о 14-15 вв).

Ещё одна картинка Аврама.

Годи, вопрос к Вам. А. В. Арциховский считал, что на Авраме рубаха, а не верхняя распашная одежда типа кафтана, свиты. Но Рабинович пишет, что борт виден ясно (вероятно борт исподней рубахи). То есть на мастере-литейщике - верхняя одежда. Вы с этим согласны?

Спасибо.

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых