Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Опашень


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
21 ответов в теме

#1 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 09:42

Начиная с середины 14 века и как минимум до конца 17 века. Нижняя граница датировки - по изображениям. В частности иконе "Борис и Глеб", XIV век, Третьяковская гал.
С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#2 Lebed

Lebed
  • Горожанин
  • 236 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 14:53

Словарь моды... Минск, 1999.

"Опашень (рус.) - старинная русская мужская и женская верхняя одежда, летняя, распашная, свободного покроя, без воротника и петлиц, с длинными, сужающимися к запястью рукавами. Разновидность охабня. Носили внакидку - "наопашь", откуда и происходит название, никогда не подпоясывая. Полы опашня спереди были короче заднего полотнища".

Рабинович пишет об опашне, как о лёгкой шёлковой летней одежде зажиточных горожан.

"Прошедшее бесследно не проходит; ушли только люди, его делавшие, но оно всё жизненно само же перешло в нас, как наследственное имущество...
Мы в большей части своего содержания и существа - его дело... история отечества - наша биография". (В.О. Ключевский)

Лебедь
КИР "Наследие Предков"

#3 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 17:18

Здраве будьте!

Очень интересная тема. Сам давно над этим мозгую.

Начиная с середины 14 века и как минимум до конца 17 века. Нижняя граница датировки - по изображениям. В частности иконе "Борис и Глеб", XIV век, Третьяковская гал.

Вот.
Николас, Вы называете опашнем то, что одето на Борисе (слева). Почему? Мне кажется это "кафтан". Или я привёл не ту икону?

Как по твоему, опашень мог служить походным плащом или это "парадно-выходная" вещь?

В XVI-XVII веках - верхнее, парадно-выходное одеяние у зажиточных горожан.

Я так понимаю, что на "Битве Новгородцев с суздальцами" именно опашни, но там они с воротниками и рукава сужений не имеют.

Не согласен. На этой иконе изображены люди в охабнях.
Некоторые путают охабни с опашнями. Эти виды одежды схожи, но не одинаковы.
Охабень - с длинными рукавами (всегда ниже кончиков пальцев. Иногда до икр) и большим отложным воротником. Имел прорехи (прорези) у пройм (под мышками) в которые продевались руки. Судя по изображениям на иконах, охабни шилсь на подкладке контрастного цвета (например, у Рабиновича об этом ни слова не сказано). Повседневные охабни шились из сукна. Парадные - из дорогих тканей: тяжёлые шелка, бархат и т.д.
Опашень - летняя накидка из лёгких шёлковых материй. На тонкой подкладке (например, х/б). Рукава - длинные сужались к запястью. Без воротника.

Какой у опашня покрой? Как кафтан только более свободный с длинными рукавами?

Возможно. Как по-вашему, кроится кафтан?
На какой век Ваш костюм? ИМХО, раньше второй половины XV века на опашне лучше не заморачиваться.

Удачи!

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#4 Pavel

Pavel
  • Горожанин
  • 139 Сообщений:
  • Location:г.Киров
  • Interests:Реконструкция костюма, доспеха, а также других материальных аспектов богатого Новгородца в период с начала по середину XIVв.. "РУСЬ........................................."

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 23:09

Привет.
"Некоторые путают охабни с опашнями."
Странно... считал их синонимами. :-(

Не... эту икону я уже видел. И где вы там опашень усмотрели (может я слепой?:-)))) помоему дык там плащ накинут, или я уже ниче не понимаю: какие отличительные особенности опашня?

"Возможно. Как по-вашему, кроится кафтан?
Свой шил из четырех прямых полотнищ(сукно) со швами на плечах, боках, спине+клинья+распашной+без воротника+подклад(лен)+обшит хлопком.

"раньше второй половины XV века на опашне лучше не заморачиваться."
Так котегорично...
Занимаюсь новгородом, как раз середина четырнадцатого.

Ipsaque morse nihel !!!

#5 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 00:59

Не... эту икону я уже видел. И где вы там опашень усмотрели (может я слепой?:-)))) помоему дык там плащ накинут, или я уже ниче не понимаю

Кажись я сказанул глупость...

какие отличительные особенности опашня?

В отличии от охабня у опашня не было отложного воротника и длинных откидных рукавов.

Вот, что об охабнях и опашнях пишет М.Г.Рабинович:

Летом зажиточные мужчины и женщины носили внакидку, «на опаш», легкие шелковые опашни свободного покроя, с длинными, суживающи-мися к запястью рукавами, на шелковой же или бумажной подкладке. Полы опашня, как и у однорядки, были длиннее сзади; надевая его в рукава, все же не подпоясывались (Сав., с. 93). Такой опашень найден при строительстве Московского метрополитена в трещине стены Китай-города (Киселев, 1936, с. 158; Рабинович, 1964, с. 281).
Специфически мужской одеждой был охабень (охобень, охобенек) — близкий по покрою к однорядке, но с большим отложным воротником, спускавшимся ниже лопаток. (Сав., с. 95) (рис. 26). Он имел также длин-ные (вровень с подолом, достигавшим щиколоток) откидные рукава и прорези для рук. Опашень украшали крупные пуговицы.


Так котегорично...

Мне не попадалось ни одного сведетельства в пользу существования опашней в XIV веке.
Ваше положение мне знакомо. Некоторое время назад я пытался притянуть за уши охабень, кафтан и тафью на конец XIV века. Но, к сожалению, не отыскал подтверждений в пользу сочетания этих элементов одежды в одном комплексе.

Занимаюсь новгородом, как раз середина четырнадцатого.

Так и сшейте себе костюм как на иконе которую я привёл ниже.

Удачи!

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#6 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 01:18

Прошу прощения за дубль в предидущем сообщении.

В ближайшее время вывешу в сеть большое и качественное фото охабня-опашня из трещины стены Китай-Города.

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#7 Lebed

Lebed
  • Горожанин
  • 236 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 14:42

Nickolas

Если считать опашень летним вариантом охабня, то правы оба.

Хотя по описанию находки - лёгкие ткани, узкие рукава, отсутствие воротника - это скорее опашень.

"Прошедшее бесследно не проходит; ушли только люди, его делавшие, но оно всё жизненно само же перешло в нас, как наследственное имущество...
Мы в большей части своего содержания и существа - его дело... история отечества - наша биография". (В.О. Ключевский)

Лебедь
КИР "Наследие Предков"

#8 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 18:26

На старом ТФ была тема про древнерусскую ферезь. Информация к размышлению:

Hanna.
Среди сотрудников ГИМа эта засунутая в стену одежда фигурирует не как ферязь, а как ТЕЛОГРЕЯ. и сейчас она выставлена в постоянной экспозиции ГИМа.

Я в растерянности...

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#9 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 25 Декабрь 2004 - 09:46

Пока одну и ту же находку назвали: опашнем, охабнем, телогреей.
Интересно, будут еще варианты?

С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#10 Pavel

Pavel
  • Горожанин
  • 139 Сообщений:
  • Location:г.Киров
  • Interests:Реконструкция костюма, доспеха, а также других материальных аспектов богатого Новгородца в период с начала по середину XIVв.. "РУСЬ........................................."

Опубликовано 25 Декабрь 2004 - 14:27

Nickolas, все же что нарисовано на приведенной вами иконе? То же, что и в блокбастере "Битва Новгородцев с Суздальцами", иное?
Ipsaque morse nihel !!!

#11 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 13 Январь 2005 - 22:02

Здравья всем!

Как обещал - женская телогрея, XVII век.

Одежда была найдена в 1935 году в каменной кладке Китайгородской стены. Прошла реставрацию в мастерских ГИМ.
Одежда длинная, с косыми клиньями по бокам, распашная, застёжка на пуговицах из узелков шнура и на воздушных петлях из того же шнура, вырез высокий, округлой формы, на плечах - разрезы овальной формы, напоминающие о незашитых проймах телогреи, но руки в них продеть невозможно. Рукава настолько укие, что носят чисто декоративный характер.
Это интереснейший вид одежды переходного типа от телогреи к сарафану. По ткани и покрою она датируется второй половиной XVII века. Ткань от долгого пребывания в земле утратила свой цвет.

Л.В.Ефимова, Т.С.Алёшина, С.Ю.Самонин. Костюм в России XV - начало XX века. Из собрания Государственного Исторического Музея.- Москва: Арт-родник, 2000. Стр. 20-21.

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#12 Pavel

Pavel
  • Горожанин
  • 139 Сообщений:
  • Location:г.Киров
  • Interests:Реконструкция костюма, доспеха, а также других материальных аспектов богатого Новгородца в период с начала по середину XIVв.. "РУСЬ........................................."

Опубликовано 22 Декабрь 2004 - 15:56

Подскажите каковы исторические рамки сего одеяния.
Ipsaque morse nihel !!!

#13 Dmitrij

Dmitrij

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 422 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:Весьма разносторонние. Реконструкция- Русь XV в.

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 13:15

Nickolas, а что думаешь про контекст использования? Как по твоему, опашень мог служить походным плащом или это "парадно-выходная" вещь?
"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

#14 Pavel

Pavel
  • Горожанин
  • 139 Сообщений:
  • Location:г.Киров
  • Interests:Реконструкция костюма, доспеха, а также других материальных аспектов богатого Новгородца в период с начала по середину XIVв.. "РУСЬ........................................."

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 15:23

Nickolas, спасибо. Нет ли у вас сслылки на эту икону в сети?

Lebed:
Я так понимаю, что на "Битве Новгородцев с суздальцами" именно опашни, но там они с воротниками и рукава сужений не имеют.
Какой у опашня покрой? Как кафтан только более свободный с длинными рукавами?

Ipsaque morse nihel !!!

#15 Dmitrij

Dmitrij

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 422 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:Весьма разносторонние. Реконструкция- Русь XV в.

Опубликовано 23 Декабрь 2004 - 19:38

"Некоторые путают охабни с опашнями."

Похоже, я один из них.

"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

#16 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 00:39

Для начала приведу несколько цитат.
1. Г. Латышева, зав. археологическим отделом Музея истории и реконструкции г. Москвы. Фрагмент статьи "Москвичи в далеком прошлом":

Когда в Москве прокладывали первую линию метрополитена и сносили обветшавшую стену Китай-города, в районе станции метро «Дзержинская» в одном из участков стены нашли интересную вещь. В старой трещине между кирпичами лежала свернутая в комок одежда. Кто-то спрятал ее сюда еще в XVII веке, да так и не взял. Стену ремонтировали в XVIII веке, трещину замазали, и одежда пролежала замурованной до наших дней.
Находку доставили в Исторический музей. Здесь за нее взялись реставраторы. Они осторожно расправили комок, очистили ткань от вековой грязи, восстановили истлевшие части. Оказалось, что это широкая одежда, сшитая из дорогого китайского шелка розовых и коричневых оттенков, на легкой тафтяной подкладке. Спереди она застегивалась на пуговицы, сделанные из шелкового шнура. Самое интересное в этой одежде — рукава, очень длинные и настолько узкие, что в них нельзя было продеть руки. Для рук были специальные прорехи. Ясно, что рукава эти были только декоративными. Когда платье накидывали на плечи, они свободно свисали. Такая одежда называлась охабень, от древнерусского глагола «охабить» — охватывать. Наше современное слово «охапка», то есть что-то охваченное руками, того же происхождения. Охабни, как и некоторые другие виды одежды, надевавшейся поверх кафтана — опашень и ферязь,— носили только знатные люди.
Опашень по покрою был похож на охабень — такая же легкая распашная одежда без пояса, «на опашь». Отсюда и его название. У опашня возле рукавов тоже были прорехи, но сами рукава были нормальной ширины. Полы опашня не запахивались одна на другую, а лишь соприкасались.

2. А теперь М.Г. Рабинович, фрагмент из книги "Одежда русских 13-17 вв":

Летом зажиточные мужчины и женщины носили внакидку, «на опаш», легкие шелковые опашни свободного покроя, с длинными, суживающимися к запястью рукавами, на шелковой же пли бумажной подкладке. Полы опашня, как и у однорядки, были длиннее сзади; надевая его в рукава, все же не подпоясывались (Сав., с. 93). Такой опашень найден при строительстве Московского метрополитена в трещине стены Китай-города (Киселев, 1936, с. 158; Рабинович, 1964, с. 281).
Специфически мужской одеждой был охабень (охобень, охобенек) — близкий по покрою к однорядке, но с большим отложным воротником, спускавшимся ниже лопаток. (Сав., с. 95) (рис. 26). Он имел также длин-ные (вровень с подолом, достигавшим щиколоток) откидные рукава и прорези для рук. Опашень украшали крупные пуговицы. «Опашен бархат зелен з золотом 11 пуговиц грушчатых... опашен зуфь светлозеленая амбурская 9 серебряных грановитых пуговиц...» — читаем в завещании князя Ю. А. Оболенского, составленном в середине XVI в. (АФЗИХ, II, № 207, с. 207-214).

К чему я привел эти цитаты? Просто чтобы проиллюстрировать, что диагноз

Некоторые путают охабни с опашнями.

можно поставить и вполне серьезным исследователям русского костюма.
Думаю, правильнее считать эти термины синонимами. Они действительно ОЧЕНЬ похожи.

Отвечая на вопросы:

Dmitrij
Я бы определил опашень/охабень как одежду среднего зажиточного и высшего сословия (напр. мафия на "Молящихся новгородцах"). Явно не одежда крестьян и городских низов. Контекст использования, думаю, определялся достатком конкретного перца.

Velislav Stanislavich
Нет, я имел в виду другую икону. В сети мне ее найти не удалось - могу выслать кому-нибудь, кто имеет возможность выложить ее в сеть (далее на эту тему разговор предлагаю вести по форумной почте).
Кстати, на приведенной Вами иконе очень интересный вариант короткорукавного кафтана. Реконструкцию которого, если я не ошибаюсь, сделали уважаемые Auth и Михаил.

С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#17 Pavel

Pavel
  • Горожанин
  • 139 Сообщений:
  • Location:г.Киров
  • Interests:Реконструкция костюма, доспеха, а также других материальных аспектов богатого Новгородца в период с начала по середину XIVв.. "РУСЬ........................................."

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 00:54

Nickolas, не могли бы вы прояснить: на "Борисе и Глебе" XIV из третьяковки именно описаный вами опашень, или что то иное?
И если не затруднит, можно икону на pavel_druzhina@mail.ru

Ipsaque morse nihel !!!

#18 Lebed

Lebed
  • Горожанин
  • 236 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 01:07

Думаю, правильнее считать эти термины синонимами. Они действительно ОЧЕНЬ похожи.


Похожесть не означает синонимичность. По всем приведённым выше цитатам - эти два термина НЕ синонимы.
Покрой у них действительно практически одинаков, но такие детали, как отсутствие воротника и зауженные рукава у опашня, не позволяют считать охабень и опашень одной и той же одеждой.

Как я уже писала, "Словарь моды" считает опашень разновидностью охабня - это, на мой взгляд, наиболее приближенная к реальности версия, т.е. опашень - летний вариант охабня для "особо крутых". :)

"Прошедшее бесследно не проходит; ушли только люди, его делавшие, но оно всё жизненно само же перешло в нас, как наследственное имущество...
Мы в большей части своего содержания и существа - его дело... история отечества - наша биография". (В.О. Ключевский)

Лебедь
КИР "Наследие Предков"

#19 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 09:42

Lebed
Обратите внимание, в приведенных мною цитатах, фигируриет одна и та же находка из стены Китай-города. Латышева называет ее охабнем, а Рабинович опашнем. Кто из них не прав?

С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
http://vk.com/ruszem

#20 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 24 Декабрь 2004 - 17:59

Икона Борис и Глеб. Новгород, середина XIV века (картинка крупная).

Николас, а эту ссылку я Вам уже давал. ;)

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых