Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Русские головные уборы


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
22 ответов в теме

#1 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 20 Сентябрь 2004 - 14:36

Где есть выкройки - не знаю. Но внешний вид, количество и форма различных частей выкройки, хорошо просматриваются на многочисленных иконах (много изображений древнерусских икон есть в интернете - на старом форуме я публиковал ссылки на онлайн-коллекции русских икон). По крайней мере 3-4 разных варианта кроя можно подобрать.
С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
https://vk.com/ruszem

#2 Ogneyara

Ogneyara
  • Горожанин
  • 25 Сообщений:
  • Location:Североморск
  • Interests:Псковские кривичи XIв. В перспективе Европа

Опубликовано 20 Сентябрь 2004 - 22:31

А можно поподробней о головном уборе замужней дженщины? XI век. кривичи. купеческое сословие. А то в указанной статье я по кривичем только украшения нашла.
Спасибо.

Я маленькая и беззащитная... Кто не верит - получит в зубы

#3 Val`

Val`

    Покемоновна

  • Патриций
  • 203 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 01 Октябрь 2004 - 13:49

ну, например,   вот.
Делала уважаемая Auth.

Прицел тоже является чьим-то взглядом на мир.

#4 Sophia

Sophia
  • Горожанин
  • 260 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Волгоград
  • Interests:https://vk.com/sew_or_die мои работы на заказ

Опубликовано 02 Октябрь 2004 - 00:17

А меня интересует кика рогатая, я делаю позднюю Русь, и у меня проблема, я знаю что она состоит из ряда деталей, позатылень, очелье, собственно кика, но как это все собиралось вместе представить не могу.А самый главный вопрос, когда именно по временым рамкам появилась кичка. Если можно не давайте ссылок на книги, если бы в городе я могла их найти я не спрашивала бы в форуме.
Границы реконструкции не должны переходить границы разумного.
-----------
https://vk.com/sew_or_die моя мастерская "SEW OR DIE". Шью самое разное.
Опубликованное фото

#5 Sergey 1242

Sergey 1242
  • Горожанин
  • 15 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция

Опубликовано 20 Сентябрь 2004 - 12:49

Всем привет.Может кто-то подскажет где можно найти выкройки по русским головным уборам середины 13 века.
Спасибо.


#6 Val`

Val`

    Покемоновна

  • Патриций
  • 203 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 20 Сентябрь 2004 - 20:07

одна выкройка есть здесь  www.dom-np.narod.ru
Прицел тоже является чьим-то взглядом на мир.

#7 Sergey 1242

Sergey 1242
  • Горожанин
  • 15 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция

Опубликовано 01 Октябрь 2004 - 13:23

Может быть кто-то делал шапки подобные тем что изображены на иконе "Битва новгородцев с суздальцами".
Поделитесь как можно сделать такую шапку.


#8 Sergey 1242

Sergey 1242
  • Горожанин
  • 15 Сообщений:
  • Location:Санкт-Петербург
  • Interests:реконструкция

Опубликовано 01 Октябрь 2004 - 14:57

Вообщето я имел в виду колпак с отворотами без меховой опушки.
Может кто-то делал?


#9 Alyena

Alyena
  • Старожил
  • 1 091 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Великий Новгород
  • Interests:Историческая реконструкция, моделирование, ролевые игры. Русь и ее соседи в XIV-XV вв.

Опубликовано 06 Октябрь 2004 - 00:08

Колпак с отворотами я шила. Могу прислать фото. Да и сшить на заказ тоже могу. Пишите мне на мыло
partizan@sura.ru
Насчет кики. Тоже пишите на мыло, смогу ответить подробно.

Есть у реконструкции начало, нет у реконструкции конца
Alyena

#10 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 14:00

https://stezhky.io.ua/s105696 Сабурова М.А. О женских головных уборах с жесткой основой в памятниках Домонгольской Руси. Захоронение раскопано в Белоруссии, близ с. Юдичи : Опубликованное фото

Изменено: merit, 15 Апрель 2013 - 17:15


#11 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 14:15

https://asgard.tgorod...p?cont=_femnovg Женский костюм Новгорода XI-XII вв. М.И.Петров (Годи). Автор приводит интересную картинку : " Другой любопытной деталью изображения является черта, окружающая голову. Допустимы два варианта интерпретации: если это эскиз иконы, то эта черта изображает нимб, если же это светское изображение, то, скорее всего, таки образом показан головной убор - вероятно, платок"
Опубликованное фото

#12 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 17:01

Опубликованное фото Реконструкция древнерусского женского головного убора XII в. (по материалам клада 1992 г., дер. Старая Рязань Спасского района Рязанской обл.) «Очелье» из трехбуснных полуколец нашито на валик в нижней части кокошника; крупные подвески-колты свисают на матерчатых лентах по сторонам щек. В.П. Даркевич. ДРЕВНЯЯ РЯЗАНЬ. Природа, 1993, № 6. https://www.rusarch.ru/darkevich2.htm

#13 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 17:25

еще процитирую маленький кусочек из Даркевича. Немного не в тему. но для реконструкции полезная информация на мой взгляд :" Культура Рязани и других городов Руси — это единая система, несмотря на то, что около середины XII в. усложняется сословная структура населения, дифференцируется его производственная деятельность. Хотя имущественное и социальное расслоение обозначается гораздо резче, чем в предшествующую эпоху, размежевание знати с демократическими кругами углубляется — резкого антагонизма между разными общественными группами не наблюдается, что не исключало возникавших противоречий. Социальное расслоение почти не отразилось в топографии города: боярские дворы и усадьбы ремесленников соседствуют друг с другом, хотя аристократические и церковные владения обнаруживают явное тяготение к прибрежной части Рязани, ее «набережной». В городе преобладало среднеимущее ремесленно-торговое население, а число богатых было невелико.

Как «первые люди», так и «черные» сплачивались на духовной основе христианства при сохранении и в глубинах сознания, и в ритуальной практике вплоть до XX в. сильнейших архаических пластов, уходящих корнями в отдаленнейшие времена. Но дело в том, что суеверия и магические действа, фольклорные начала в культуре, тяга к светским празднествам, связанным с языческой обрядностью, были присущи и верхам и низам общества. Разумеется, при усложнившейся сословной структуре, когда город создавал новое общество из разнообразных социальных элементов, сосуществовали и разные уровни культуры, в целом более разветвленной и многогранной. Но тем не менее между интеллектуальной элитарной культурой даже высших представителей клира, светской дружинной и простонародной мифо-поэтической культурами не было непроницаемых перегородок. Так, произведения художественного ремесла Рязани служат важным источником для изучения коллективного сознания не только бояр и профессиональных воинов, но и любого человека той эпохи, в воззрениях которого совмещались церковная ортодоксия и представления о мире, близкие народным верованиям. Например, на серебряном браслете-обруче из клада, найденного во «дворе воеводы», сцены скоморошьих игрищ переносят нас в мир языческой старины, рисуют «служения идольские», может быть, приуроченные к аграрным празднествам. Самый темный крестьянин из «медвежьего угла», сохраняя языческие традиции предков, веру в оберегающую силу всевозможных талисманов, постепенно приобщался к истинам христианства, несмотря на весьма своеобразное их усвоение.

Судя по топографии рязанских кладов драгоценных женских украшений из золота и серебра, запрятанных при разгроме города Батыем в декабре 1237 г., они принадлежали не только княжеско-боярской верхушке, но и зажиточным горожанам, например ювелирам высшей квалификации."


#14 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 18:55

М. А. САБУРОВА. ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР У СЛАВЯН (по материалам Вологодской экспедиции. https://silvaniel.io..../m._a._saburova и здесь https://slav-sokol.fl...u/topic152.html Опубликованное фото

Изменено: merit, 15 Апрель 2013 - 18:56


#15 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 19:20

Н.В. Жилина. Эволюция древнерусского металлического убора в IX-XI вв.

Опубликованное фото

https://www.rostmuseu...1/jilina01.html М. А. САБУРОВА. ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР У СЛАВЯН (по материалам Вологодской экспедиции. https://silvaniel.io..../m._a._saburova и https://slav-sokol.fl...u/topic152.html. В кург. 31, в могильной яме глубиной 74 см обнаружено женское погребение в колоде, ориентированное головой на запад. На черепе сохранились волосы светло-каштанового цвета. С левой стороны черепа волосы переплетены в косичку, идущую от виска за ухо. В верхнее плетение косички, у виска, продето перстневидное височное кольцо из бронзы3, в следующее плетение косички продето многобусинное височное кольцо, диа¬метром 7 см, с пятью позолоченными серебряными полыми бусинами. Большое кольцо перекрывало район уха и доходило до нижней челюсти (рис. 1, 2) На черепе справа обнаружены аналогичные височные кольца, причем малое зажато, и потому концы его слегка заходят друг за друга. Перстневидное кольцо расположено в верхней части уха, а большое перекрывало ухо. На затылке сохранились волосы, расчесанные на пробор и идущие от затылка к вискам. Аналогичный способ ношения височных колец прослежен в кург. 32. В могильной яме глубиной 85 см в колоде обнаружено женское погребение, ориентированное головой на запад. На черепе справа, как и в предыдущем погребении, прослежены прядки волос, переплетённые в косичку, с продетым в нее перстневидным кольцом. Концы кольца не сомкнуты. Ниже перстневидного кольца на ухе находилось трехбусинное височное кольцо, бронзовое с серебряными полыми сферическими бусинами из двух половинок (рис. 1, 1). На черепе слева, в рай¬оне виска, обнаружено перстневидное кольцо с несомкнутыми концами и на уровне уха бронзовое височное кольцо загнутоконечное с четырьмя серебряными полыми бусинами из двух половинок. В районе виска, спускаясь перед ухом, волосы расположены Б виде петли — деталь при¬чески, неоднократно встречавшаяся в женских погребениях домонгольской Руси *. Опубликованное фото

Изменено: merit, 18 Апрель 2013 - 12:55


#16 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 15 Апрель 2013 - 19:37

Е. А. Рябинин. Языческие привески-амулеты Древней Руси. https://historylib.or...avyan-i-Rusi/12 :"Яркой особенностью металлического женского убора Северо-Западной и Северо-Восточной Руси X—XIII вв. являлось обилие разнообразных подвесок, многие из которых имели не только декоративное, но и определенное магическое значение."

#17 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 16 Апрель 2013 - 12:22

Н.В.. Жилина Эволюция филигранного убора по кладам Старой Рязани https://rudocs.exdat....dex-195264.html :" Рязанский скано-зерненый убор сохранял больше черт традиционного народного облика, в то время как в Киевской земле более ощутимо превалировали формы византийского эмалевого убора. Основные закономерности развития совпадали, но в рязанской серии украшений имеются колты со сплошь зернеными лучами (2 подгруппа), в киевской же преобладают колты с гладкими лучами (1 подгруппа), а колты 2 подгруппы известны мало.Клады Рязани сохранили наиболее архаичный скано-зерненый убор XI в. с колоколовидными ряснами." Опубликованное фото

#18 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 16 Апрель 2013 - 13:01

Ф.Х. Арсланова. Языческие символы в одежде женщины первой половины XI века (по материалам курганов у с. Избрижье.) // Проблемы изучения эпохи первобытности и раннего средневековья лесной зоны Восточной Европы. - Иваново, 1994. - Вып. I
. - С.72-80/
https://archcostume.narod.ru/arslanova.htm и
Ф.Х.Арсланова, г.Тверь Погребение под " сводом" у села Изборжье. https://archcostume.n.../arslanova2.htm
Опубликованное фото Этническую неоднородность населения Тверского Поволжья можно проследить, преимущественно, по погребальный комплексам. Материалы средневековых курганов характеризуют быт, мировоззрение, социальную структуру общества и этнографические особенности населения русской деревни Х-ХII вв. Разнообразный обряд погребения, четко фиксируемый в Избрижской курганной группе Калининского района Тверской области, достаточно убедительно свидетельствует о полиэтничности сельского населения изучаемого района.
Культура населения исследованных нами памятников у с.Избрижье синтезирует восточнославянские, финские и, отчасти, балтские элементы. Иноэтничное влияние прослеживается, преимущественно, в устройстве погребального сооружения и составе сопровождающих вещей.
сохранение финских элементов в Избржском комплексе преобладает в женских погребениях. Хранительницами и носительницами традиций финноязычного населения били местные женщины, включенные в состав славянского общества. Таким образом, по материалам двух конкретных курганов 2 пол. XI - нач.XII вв. удается выявить субстратные традиционные языческие элементы в погребальном обряде, присущие восточнославянской и финнонзычной группам населения Тверского Поволжья.

Изменено: merit, 16 Апрель 2013 - 13:05


#19 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 16 Апрель 2013 - 13:17

Т.С. Балуева, Е. В. Веселовская, О. М. Григорьева, Г, В. Лебединская. Индивидуальные портреты восточных славян эпохи средневековья. https://historylib.or...aya-istoriya/21 Опубликованное фото Реконструкции по черепу, представлены головные уборы , мужские , женские: кривичи, радимичи, дреговичи. северяне и т.д..

#20 merit

merit
  • Горожанин
  • 78 Сообщений:

Опубликовано 16 Апрель 2013 - 13:29

Любор Нидерле. Славянские древности https://historylib.org/historybooks/Lyubor--Niderle_Slavyanskie-drevnosti/36 : "На голове мужчины носили различного рода шапки, аналогии которым мы можем проследить у западных славян только с XIII века. У восточных же и южных славян (главным образом у князей) уже с X и XI веков мы видим высокие и низкие шапки (см. изображение на титульном листе «Изборника» князя Святослава на с. 321) с меховым околышем и наушниками, иногда и с наконечником впереди для прикрепления пера69. О том, что некоторые виды этих головных уборов были специфически славянскими, мы судим по сообщению Эббона о немце Геримане, который, желая проникнуть в храм бога Триглава в Щетине, надел на себя славянский плащ и шапку (pilliolum barbaricum)70. Вместе с тем славяне, разумеется, перенимали и носили также головные уборы чужеземного происхождения и покроя. На это во всяком случае указывает головной убор, известный под общеславянским названием клобукъ (от тюркск. калпак), которое засвидетельствовано у славян с XI века, а также общеславянское наименование чапка, шапка, перенятое от средневекового латинского термина сарра, обозначавшего головной убор западного происхождения71. Археологических данных очень мало, если не считать прекрасную, но относящуюся к более позднему периоду (конец XII века) шапку князя Владимира Мономаха72." , -" Девушки носили волосы, заплетенные в косы73, и ходили с непокрытой головой, которую, как об этом свидетельствуют многочисленные находки, украшали только повязкой (диадемой) и височными кольцами (большей частью из серебра). Женщины в отличие от девушек всегда ходили с головой, покрытой либо платком (наметъка, завой, повой, убрусъ), концы которого спадали на грудь, либо чепцом (чепъсь, чепецъ), полностью покрывавшим остриженную голову замужней женщины; у восточных славян такой чепец подвергся сильному византийскому и восточному влиянию (русская кика, кокошник и т. д.). Срывание с головы женщины платка или чепца наказывалось очень строго."




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых