Пестрые одежды античных богов
#1
Опубликовано 20 Март 2009 - 15:16
Выставка "Пестрые боги" (Bunte Götter), кочующая по европейским музеям с 2003 года, полностью переворачивает эти представления об античности. Боги были не белыми, а самыми что ни на есть пестрыми! С помощью современных методов анализа в рамках этого проекта удалось реконструировать остатки краски на скульптурах, и теперь на выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии.
На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Совершенно по-новому выглядят изображения древнегреческих одежд. Для меня в свое время было большим открытием узнать, как 2500 лет тому назад греки представляли себе красивые одежды, достойные богов и героев.
Знаменитый лучник с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина (ок. 500 г. до н. э) изображает троянского принца Париса в плотно облегающем его тело одеянии. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса.
Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:
Реконструкция с других ракурсов:
Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.
На выставке "Bunte Götter" пигментам отведена отдельная витрина:
Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:
На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования.
Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:
Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя Афины 530-520 гг. до н.э.
Реконструкция статуи в образе богини Афины.
https://upload.wikime...sul_colore_nell
Другой вариант реконструкции этой же статуи - в образе Артемиды
https://upload.wikime...sul_colore_nell
Не всегда краски были настолько кричащими, со временем мода на раскраску менялась. Например, фигуры с фронтона храма Афайи были созданы ок. 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми.
Скульптуры классического периода (480-320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу.
В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.
Кстати, пример раскрашенной скульптуры эпохи эллинизма ("Саркофаг Александра") мне довелось видеть в археологическом музее Стамбула. Правда, усердными реставраторами там были использованы очень яркие краски. По-моему, ярче чем нужно... Но я должна честно признаться, что мои глаза сопротивляются этой пестрой раскраске, поэтому все мои замечания субъективны.
Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"), ок. 325-310 до н. э.
Вот так выглядят следы раскраски на оригинале:
Восстановленная роспись:
В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.
И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так:
Изображение, к сожалению, маленькое. Но тем интереснее будет заинтересовавшимся начать поиски информации и открыть для себя эту тему самостоятельно.
В этом году до 1 июня выставка "Bunte Götter" будет работать в Касселе (Германия). До этого скульптуры выставлялись в Мюнхене, Копенгагене, Ватикане и Стамбуле. Возможно, когда-нибудь эту экспозицию можно будет увидеть и в российских музеях.
Галина.
#2
Опубликовано 20 Март 2009 - 15:50
Галина.
#3
Опубликовано 20 Март 2009 - 17:20
#4
Опубликовано 20 Март 2009 - 17:36
Саркофаг Александра красиво смотрится и без покраски, это верно.
С другой стороны мне кажется, что основная проблема в восприятии происходит из-за "пупсовой" раскраски статуй, ровные однотонные заливки совсем не соответсвуют уровню мастерства - достаточно посмотреть на профессиональную окраску солдатиков, со всякми отмывками, подсветками и прочим. Вряд ли античные мастера не понимали такой простой техники. Кстати, крашеная мелкая терракотовая пластика не редкость, но эти фигургки ширпотребные, особо над ими не корпели.
С третьей стороны наверняка подходы к покраске мелких фигур на саркофаге и больших фигур на фронтоне отличались
Поэтому яркое упрощение в данном случае не более чем условность, призваная стимулировать воображение зрителя и напомнить, что когда-то мрамор был вполне ширпотребным материалом .
PS А Парис в типично парфянском костюме.
PPS А еще бы хорошо что-то аналогичное для ассирийских барельефов увидеть, там тоже красили.
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#6
Опубликовано 20 Март 2009 - 19:13
Марсианин умер, но треножник все еще шагает.
"Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует."
Иоганн Буркхарт Христофор фон Миних, генерал-фельдмаршал, 1765 г.
Сменил место дислокации на:
https://mreen.org/
#7
Опубликовано 20 Март 2009 - 20:21
Галина.
#8
Опубликовано 20 Март 2009 - 23:43
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#9
Опубликовано 22 Март 2009 - 15:14
Саш, а парфяне - это ж вроде явление уже эллинистического времени, века с III до н.э. Парис постарше лет на 300.
Галина.
#10
Опубликовано 22 Март 2009 - 16:09
https://www.hr-online...21_buntegoetter
На немецком языке, но видеоряд очень интересный.
Галина.
#11
Опубликовано 22 Март 2009 - 21:44
Изменено: Mne, 22 Март 2009 - 21:45
#12
Опубликовано 23 Март 2009 - 10:33
Imho, в персидском или мидийском.парфяне - это ж вроде явление уже эллинистического времени, века с III до н.э.
Кстати, в вазописи он тоже иногда изображался в одежде и доспехе "восточных варваров".
Информация должна быть доступной
#13
Опубликовано 12 Август 2009 - 12:28
В учебнике Льва Любимова "Искусство древнего мира". М., 1996, с. 170: "богатая раскраска усиливала реализм и выразительность изображений - хотя, как мы знаем, цвета подбирались не в точном соответствии с действительностью, - манила и веселила взор, делала образ еще более ясным, понятным и близким. И вот эту окраску утратила... чуть ли не вся дошедшая до нас античная мраморная скульптура".
По помпейским мозаикам и фрескам можно судить об уровне развития древнегреческой живописи - он был высоким, и вряд ли бы они не видели разницы между, скажем, битвой Александра и Дария (Помпеи) и кое-как размалеванными статуями (в одной из речей Цицерон упоминает, что греческие статуи римляне скупали за безумные деньги). Всё-таки наверное есть что-то (либо в нашем восприятии статуй, либо в реконструкции), что мы упускаем. Сравните еще раз с цветами таманского сфинска: не получился ли у авторов реконструкции всё-таки "Сеятель" Остапа Бендера?
Изменено: Sergey, 12 Август 2009 - 12:37
#14
Опубликовано 10 Сентябрь 2009 - 07:51
Да по что ж меня вы оставили?
Обступили вороги злобные,
На погибель мне сеть поставили...
#15
Опубликовано 05 Декабрь 2009 - 18:01
Сравнение с оригиналом и с первыми, "раскрашенными" по только что откопанному саркофагу фотографиями, свидетельствуют, опять таки на мой взгляд, о крайне поверхностном изучении источника группой современных художников.
Любой может сравнить:
Возникает устойчивое ощущение, что современные специалисты в качестве первоисточника использовали иллюстрации Макбрайда к соответствующим брошюрам Ника Секунды.
Ядовито красный цвет, который активно применили современные реконструкторы, на оригинале был, в большинстве случаев, "сливовым" оттенком пурпура. Поэтому все три персидских воина в современной интерпретации раскрашены совершенно неверно. Македонский боец справа, как мы видим, в оригинале имел бронзовый шлем, не покрытый синей краской.
Думается, что авторы выставки ставили перед собой цель, прежде всего, эпатировать публику. Для того, чтобы подчеркнуть и рельефно обозначить неправильное восприятие большинством публики греческой скульптуры, как некой монохромной вещи, устроителями, вероятно, намеренно были выбраны столь ядовитые цвета. Ну, а небрежность в изучении реальной, а не придуманной ими расцветки следует оставить на их совести.
Таким образом, я бы не стал рассматривать поделки современных художников в качестве реконструкции.
#16
Опубликовано 05 Декабрь 2009 - 19:59
Это, конечно, не реконструкции.
Раскрашенное фото для сравнения-из Винтера?
На тех фотографиях, что я видел, цвета помягче, наверное, издержки полиграфии:
#17
Опубликовано 05 Декабрь 2009 - 21:06
Журнал я брал у Черненко, пропустил через очень хороший цветной ксерокс. Сейчас сканировал с бумажной копии, оттого, видно, и большая насыщенность. Текст статьи куда-то подевал, помню в общих чертах, что гражданка Бол выссказала вполне обоснованное сомнение относительно того, что фигура всадника в "львиноголовом шлеме" изображает Александра.
Что до Макбрайда. Да, прекрасный был батальный иллюстратор, мир его праху. Но перебарщивал он, ох как перебарщивал...
Но не так, конечно, как авторы приведенных в теме "реконструкций".
#18
Опубликовано 06 Декабрь 2009 - 00:23
Забавно, что Секунда использовал обе работы при написании своей книжицы и, вероятно, демонстрировал МакБрайду как образцы расцветок. Некоторые персонажи, в принципе, вполне попали в цветовую гамму.
P.S. Офф-топ, конечно, но чем аргументировала госпожа Бол свои сомнения относительно атрибуции как Александра персонажа в львином скальпе-шлеме в батальной сцене? Имхо, вполне недвусмысленный образ, да еще с таким маркером-атрибутом. Вообще, любопытно посмотреть эту статью. За какой год был тот номер?
Изменено: DonRumata, 06 Декабрь 2009 - 00:46
#19
Опубликовано 06 Декабрь 2009 - 15:17
"Авторы выставки", вообще-то, специалисты по вопросу (в отличие от Вас). Но Вы, как профессиональный историк, могли бы и поинтересоваться, кто они, эти "авторы выставки".Авторы выставки странно, на мой взгляд, подошли к вопросу раскраски Сидонского саркофага.
Проект называется "Bunte Götter". Die Farbigkeit antiker Skulptur, участвовали в его реализации многие известные исследователи, собственно с покраской моделей развлекаются немецкие археологи, супруги Бринкманны (V. Brinkmann, U. Koch- Brinkmann). Главный смысл всего этого безобразия – применение современных исследовательских методик и технологий: микроскопического и пигментного анализа, УФ-спектрометрии и т. д.
Что в итоге получилось - это отдельный разговор. Но - не на том уровне, который предложен Вами.
Простите за резкость.
с наилучшими пожеланиями,
Шлёма, "пьяненький в стельку" (С)
#20
Опубликовано 06 Декабрь 2009 - 15:32
(Только зовут её Рената Боль)P.S. Офф-топ, конечно, но чем аргументировала госпожа Бол свои сомнения относительно атрибуции как Александра персонажа в львином скальпе-шлеме в батальной сцене?
Довольно поверхностная аргументация, никак не отменяющая выводы Фолькмара фон Греве и других исследователей.
самое смешное - если отменить Александра, надо отказаться и от Абдолонима (кто в теме, оценят шутку )
Renate Bol. Alexander oder Abdalonymos? Zur Darstellung des Herrschers auf dem Sarkophag des letzten Königs von Sidon // AW 31. Jahrgang 2000Вообще, любопытно посмотреть эту статью. За какой год был тот номер?
(если хочешь, у меня он есть)
с наилучшими пожеланиями,
Шлёма, "пьяненький в стельку" (С)
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых