Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Московитская епанча XVI-XVII вв.


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
37 ответов в теме

#1 Dmitrij

Dmitrij

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 411 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:Весьма разносторонние. Реконструкция- Русь XV в.

Опубликовано 21 Март 2005 - 14:15

Нашёл цитату из Герберштейна:

"Разбивая стан, они выбирают место попросторнее, где более знатные устанавливают палатки, прочие же втыкают в землю прутья в виде дуги и покрывают их епанчами (iapantze), как называются у них плащи, чтобы прятать туда сёдла, луки и остальное в этом роде и чтобы (самим) защититься от дождя."

Для размышлений-вот епанча петровская.

http://www.viskovato...T02/Ris/159.jpg

ИМХО в XV-XVI веках было нечто подобное, но длиннее.

"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

#2 Dmitrij

Dmitrij

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 411 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:Весьма разносторонние. Реконструкция- Русь XV в.

Опубликовано 21 Март 2005 - 17:10

"Возможно я ошибаюсь, но сей плащ и есть полукруг с неким отложным воротником. Даже скорее не полукруг, а 3/4 груга с вырезом под шею. Кому-нибудь известна подлинная выкройка? Как именно применялась эта накидка? Подозреваю, что как походно-караульный дождевик (плащ-палатка)."

Угу. Только петровская епанча сложнее. У неё пелерина есть. А "наша" епанча ИМХО врядли была с таким наворотом.

"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

#3 Dmitrij

Dmitrij

    Городской советник

  • Модератор
  • 3 411 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:Весьма разносторонние. Реконструкция- Русь XV в.

Опубликовано 21 Март 2005 - 20:26

Пелерина, это, если не путаю, "подоплёка наоборот", дополнительное внешнее усиление плеч.
"Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов." (С) Кун-цзы

Помни о Тынисмяги!

#4 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 26 Март 2005 - 03:05

GaiduK, спасибо!

То, что изображено на Вашей картинке с некоторыми оговорками можно назвать московитской однорядкой. Из таких штуковин шатёр не соорудить. :)

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#5 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 02 Май 2005 - 11:24

По поводу пелерины. На древнерусских иконах 14-15 вв. встречаются плащи с воротниками. Ссылки дам немного позже.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#6 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 13 Март 2005 - 14:09

Добрый день.

Имеющиеся у меня сведения о московитских епанчах 16-17 вв.

Древняя одежда народов Восточной Европы. Под ред. Рабиновича М.Г., М., «Наука», 1986. (не имею возможности указать страницы, так как мой вариант текста - сканированный).

Емурлук - епанча, как и кебеняк (кибеняк, укр. кобвняк) (Сав., с. 54—55) был собственно суконным или войлочным плащом-дождеви¬ком - длинным, с прямыми длинными рукавами и небольшими сборами на боках. Иногда емурлук даже пропитывался жиром — «ермулук олифленый» (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 324).

-------------------------------

Епанча, о которой мы говорили выше как о разновидности кафтана (япончица, ермулук, тур, япондже), могла представлять собой и безрукавный плащ типа бурки. Епанча теплая на меху называлась также ментеня (Сав., с. 76, 183—184) «ментеня камка на черевах лисьих... на пупках собольих») (АФЗИХ, II, № 407, с. 207).
Нам остается сказать немного о безрукавных плащах, которые в рассматриваемый период постепенно отступали в комплексе русской одежды на задний план. На смену длинному корзну, у знати, как уже сказано, пришел более широкий и короткий плащ — приволока. Его шили из дорогих золотных материй. Царскую приволоку Дмитрия Донского упоминает автор сказания о Мамаевом побоище (ПКБ, с. 66). Приволоки из камки и бархата «с горностаем» упомянуты в завещаниях князей Ростовского и Оболенского середины XVI в. (АЮ, № 420, с. 451—454, АФЗИХ, II, № 207, с. 207—214). Возможно, эти приволоки также были частью воин¬ского снаряжения. Вместе с тем богато украшенная обшивкой и даже вошвами приволока была и женской одеждой (Сав., с. 110—111). Безру¬кавными плащами были и упомянутые в XIV в. вотола, коць, мятль, наконец, епанча, о которой мы только что говорили. Несколько большее распространение безрукавные плащи получили позже, в связи с западно-европейской модой.


Е.В.Политковская. Как одевались в Москве и её окрестностях в XVI-XVIII вв. – М.: Флинта: Наука, 2004. Стр. 77-78 (выдержки).

Епанча представляла собой верхнюю одежду, подобную плащу или накидке, которую могли надевать и мужчины, и женщины.

Н.И.Костомаров сообщает о существовании двух её разновидностей. Одна – дорожная из верблюжьей шерсти  или грубого сукна; можно сказать, что это шерстяной валяный плащ, служивший прикрытием в непогоду. Другая же – нарядная, из богатой материи подбитая мехом больше для пышности чем для тепла. Епанчи делались без рукавов и прорех для рук, накидывались на плечи и застёгивались на шее пуговицами или завязками.

Необходимо отметить, что название епанча в исследуемую эпоху [Московия, 16-18 вв. - V.S.] имела такие назначения: «род накидки, плаща, широкого верхнего платья без рукавов (с 15 в.); накидка, покрывало, полость в санях или повозке; подстилка под седло поверх потника, иначе чепрак».
Нарядный вариант епанчи, принадлежащей большей частью зажиточным людям, более подробно описал в своих трудах И.Забелин. «Епанча – широкий плащ всегда суконный на подкладке и с опушкою из камки. Епанча украшалась кружевом кованым золотным или галуном и нашивкою золотною, с пуговицами. Это была длинная, очень широкая одежда (7 аршин в подоле)[1 аршин=0.7112 метра - V.S.]. Ожерелья не было.

Происхождение слова епанча этимолог А. Преображенский выводит из группы тюркских языков: iapyneta – «плащ, бурка». При этом учёный отмечает глубокую древность данного названия, указывая на употребление его в древнерусском литературном памятнике «Слово о полку Игореве»: Покрывалами, и япончицами, и кожухами начали мосты мостити по болотам и топям». По некоторым сведениям, епанча на меху называлась ментеня.



Предлагаю обсудить варианты покроя епанчи-накидки позволяющей использовать её как тент для индивидуальной походной палатки. У меня на уме только один вариант кроя - огромный полугруг из клиньев или цельноваленный.

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#7 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Март 2005 - 16:25

Дмитрий, спасибо за цитату. Я уже приводил её в теме "Шатёр", а здесь повторить забыл. ;-)

Фото петровской "епанчи" ещё раз - http://photofile.ru/...p?id=7091154#sm (с НАРОДа больно долго грузится).

Возможно я ошибаюсь, но сей плащ и есть полукруг с неким отложным воротником. Даже скорее не полукруг, а 3/4 груга с вырезом под шею. Кому-нибудь известна подлинная выкройка? Как именно применялась эта накидка? Подозреваю, что как походно-караульный дождевик (плащ-палатка).

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#8 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 21 Март 2005 - 20:12

Прошу прощения, что есть пелерина?

В теме "Шатёр" Gaiduk сказал:

- есть ли гдето изображение того, что здесь подразумевается под "епанчами", а то у меня както до сих пор ассоциации возникали только с тем что на Украине называлось "опанча"  но сейчас  както я не могу представить как из ентих штук можно шатёр соорудить...


Вопрос: какой вид одежды на Украине называли опанчей?

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#9 GaiduK

GaiduK

    Городской советник

  • Модератор
  • 524 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Украина, Каменец - Подольский
  • Interests:Реконструкция 17 век - Козацтво, <br />История Речи Поспролитой, Гражданская война на Украине.

Опубликовано 26 Март 2005 - 02:43

Приветствую.
Вот   то изображение украинской опанчи  которое мне удалось найти...

Каждый выбирает для себя...

#10 GaiduK

GaiduK

    Городской советник

  • Модератор
  • 524 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Украина, Каменец - Подольский
  • Interests:Реконструкция 17 век - Козацтво, <br />История Речи Поспролитой, Гражданская война на Украине.

Опубликовано 26 Март 2005 - 14:29

Из таких штуковин шатёр не соорудить. :)

так от. тож то
правда в том же словаре (с другой главе - я не сразу заметил) есть оговорки - опанчами называли также прамоугольные куски плотной ткани  которыми накрывали в непогоду возы...
Кроме того  в одном из описаний  битвы под Берестечком, очевидец, описывая процес подготовки козаками переправы через реку говорит - что на плотину пошло почти всё - хворост, возы и опанчи. Очевидно, что штука эта была довольно распространена...

Каждый выбирает для себя...

#11 Kirill_N

Kirill_N

    Pikeman

  • Горожанин
  • 671 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Санкт-Петербург

Опубликовано 22 Апрель 2005 - 09:49

Епанча "вживую"
Раскрой епанчи
Опубликованное фото

все взято с нашего сайта www.petrobrigada.ru/peter

www.reenactor.ru

#12 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 07 Март 2006 - 18:15

Вот, например (то, что на Св. Глебе):

Прикрепленные миниатюры

  • boris_glebNovg.jpg

На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#13 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 07 Март 2006 - 19:40

Прошу прощения - запамятовал.

Борис и Глеб с житием. Москва, сер. 14 в.:
http://www.nsu.ru/communi....um.html

Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#14 Boris

Boris
  • Горожанин
  • 75 Сообщений:
  • Location:СПб

Опубликовано 09 Март 2006 - 16:28

А вот фотографии родных епанчей на начало 18 века.
http://petrobrigada....cloak/cloak.htm


#15 Lyho

Lyho
  • Горожанин
  • 782 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Kyiv
  • Interests:Казачество на Украине XVI-XVII вв., Великое Княжество Литовское XIV- началоXVI.

Опубликовано 22 Август 2007 - 20:53

Иногда емурлук даже пропитывался жиром — «ермулук олифленый» (Левинсон-Нечаева, 1954, с. 324).


Встречал также о олифляной одежде в Речи Посполитой. Собственно, если не изменяет память в "Одежде белорусов" (сборник Рабиновича).
Никто не эксперементировал в этом направлении?
И какой толщины сукнецо для опанчи порекомендуете вообще?
Караколировали караколировали но не выкараколировали!
Икона как человек который хранит секрет но гденибудь обязательно проговорится.

#16 Van

Van
  • Горожанин
  • 273 Сообщений:
  • Location:Самарская обл.
  • Interests:История.<br />Военная история :) <br />Кузнечное дело, резьба по дереву, и прочий набор полезных трудовых навыков уроженца сельской глубинки

Опубликовано 20 Октябрь 2008 - 22:56

Интересен также процес "олифления" - каким составом и как?
Заявить, что все, например, эльфы - толчки и ... (нетрадиционной ориентации), легко. Вот сделать свои слова реальностью… тут сил может и не хватить.

- Дяденька директор! Дайте пожалуйста денежек для кружка - ребятишки к фестивалю себе рубашечки пошьют и штанишки...
- Вот возьмете конкурсы доспеха и костюма, и абсолютку на БЗ, тогда и поговорим об усилении финансирования...

#17 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 17:21

Насколько знаю процесс изготовления "олифленых" вещей включал в себя ещё и проклейку изнутри тканью. Стадия проклейки (только как и чем не знаю) существовала и в процессе изготовления кавказских бурок. Может в этом направлении поискать.
Я пробовал нанести смесь воска и масла на плотный войлок, ничего путного не вышло Да и вопрос возник: а насколько эти епанчи были непромокаемы? Мы то привыкли к плащёвке в быту, а вот солдатские шинели из того-же сукна вообще ничем не пропитываются. И ничего..

#18 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 18:11

Закономерно возникает другой вопрос: существовало ли в средневековье сукно аналогичное шинельному сукну? Полагаю что нет - слишком капитальное. Это дало повод задуматься об использовании войлока. Например Савваитов приводит: "Япанча бѣлая валеная". То есть в сущности безрукавный плащ - бурка - одно из значений епанчи. Мне известно, что, например, у гетмана Стефана Чарнецкого (Stefan Czarniecki, 1599-1669) была кавказская бурка традиционного вида.

Савваитов производит название епанча (япанча, япончица) от турецкого япондже. Япончица впервые упоминается аж в Слове о полку Игореве (12 в.): "орьтѣмами и япончицами и кожухы начаша мосты мостити по болотомъ". В этимологии я не силён, поэтому к сведению, название войлока в Древней Руси - опона. Существовали специалисты опонники. Некоторые исследователи считают их местными сукноделами, но я позволю себе в этом усомниться.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#19 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 27 Октябрь 2008 - 23:41

Вообще войлок удобный материал. Полотно из него можно сделать достаточной ширины, плотным. Если сделать с лицевой стороны начёс (как делают на кавказских бурках), то непромокаемость увеличится, т.к. вода не будет быстро впитываться. Помнится мне в одной из описи приминительно к епанче говорилось о наведении "замши" по сукну, но как это - ?.
Вспоминается подпись Мейерберга под рисунком "Мужик в вывернутой по случаю дождя, шубе" Т.е. опять создаются условия при которых воде труднее впитывается в основной материал.

Изменено: boyarin, 27 Октябрь 2008 - 23:41


#20 boyarin

boyarin
  • Горожанин
  • 142 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г.Орел
  • Interests:Реконструкция русского костюма 16 - 17 в.в., история войн и вооруженных сил Московского Царства, униформология, военно-историческая миниатюра.

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 01:44

Я в украинской гугле. Войлок, кожа, обшивка шерстяным витым шнуром.
___________003.jpg ___________009.jpg
___________005.jpg




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых