Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Средневековые рецепты клея


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
9 ответов в теме

#1 Inna

Inna
  • Патриций
  • 704 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Аустервегр, Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 19:08

XII век

Средневековые рецепты клея, описанные в книге Theophilus. On Divers Arts: The Foremost Medieval Treatise on Painting, Glassmaking, and Metalwork. Trans. John G. Hawthorne and Cyril Stanley Smith. New York: Dover. 1979.

Пара ссылок на данную книгу:

Амазон

Гугль-бук

На ТФ упоминание этого сочинения встречается тут.

Тем не менее, краткая справка:

Теофил – это немецкий монах и мастер, автор трактата "Записка о разных искусствах". В "De diversis artibus" (в англ. переводе "On Divers Arts") перечисляются методы почти всех известных в первой половине 12 века ремесел. Есть мнение, что именно Теофил был знаменитым немецким мастером по имени Roger Helmarshausen, автором переносного алтаря из собора в Падерборне, Германия.

Есть переводы этого сочинения тут:

Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах»/Пер. А. А. Морозова; ред. и прим. А. В. Винера.— Сообщения Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей (ВЦНИЛКР). М., 1963, вып. 7.

Книга тайн. Секреты мастерства / Пер. с др.-греч. Е. Ванеевой, пер. с лат. Д.Захаровой, И.Хмелевских; Состав., предисл. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2007. - 400 с.

В данном случае перевод мой, замечания по точности принимаются:

Столярный сырный (творожный) клей

"Отдельные детали алтаря (altar) и дверных панелей должны быть соединены сырным клеем. Делается он следующим образом: разрежьте мягкий сыр на маленькие кусочки, и промывайте их горячей водой в ступке с пестиком, постоянно доливая воду, пока она не станет чистой/не мутной (until it comes out clear). Отожмите (Thin the cheese) сыр рукой и сразу поместите его в холодную воду, чтобы он затвердел. Затем, на гладкой деревянной доске его следует растереть в малюсенькие кусочки при помощи какого-нибудь куска древесины (with another piece of wood). Поместите сыр обратно в ступку и аккуратно толките пестиком, постоянно добавляя воду, в которой разведена негашеная известь (quicklime), до тех пор, пока масса не загустеет как осадок (until it becomes as thick as lees: lees чаще всего обозначает осадок на дне винной бутылки, которую долго не тревожили - прим. перев.) Фрагменты, склеенные этим клеем, скрепились так хорошо при высыхании, что их нельзя было разъединить ни влагой, ни жаром".


Рецепт, кстати, аналогичен составу из трактата Ченнини (см. ниже) – сыру из творога и извести – и можно предположить, что имеется в виду не твердый желтый сыр, а, к примеру, брынза, либо творог. Интересно, что, скажем в сербском и украинском языках "сыр" ("сир") и поныне означает "творог".

Столярный клей из шкур и оленьих рогов

"После тщательной просушки этих материалов, возьмите немного обрезков шкур одного вида (the same hide) (лошади, осла или коровы), высушенных в одинаковых условиях (similarly dried), и порежьте их на части. Затем возьмите олений рог и раскрошите его на маленькие кусочки кузнечным молотом на наковальне. Ссыпьте все это в новый котелок (in a new pot) примерно до половины, а затем наполните его водой. Варите материал на медленном огне, не давая закипеть, пока примерно треть воды не испарится. Готовность проверяется следующим образом: опустите пальцы в воду, и если при охлаждении на воздухе пальцы склеиваются, то клей удался. В противном случае продолжайте варить клей до нужного результата. Затем перелейте клей в чистый сосуд, снова наполните котелок водой и готовьте по той же схеме. И так четыре раза".


Более современная версия этих ранних клеев готовится из кроличьей шкурки. Она предназначена для подготовки холста под масляные краски. Возможно, кто то знает рецепт?
«Пробивная сила [пистолета 16го века] была очень незначительна, - не только кираса, но и лобная кость иногда служила непреодолимой преградой...» (с) Диона Ли

#2 Inna

Inna
  • Патриций
  • 704 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Аустервегр, Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 19:11

1400 год

Несколько рецептов из книги: Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. С.-Петербург: Библиополис. 2008.

Обсуждение тут

Клейстер

Возьми почти полную кастрюлю с чистой водой и хорошенько нагрей. Когда вода начнет кипеть, возьми мелко просеянной муки и понемножку высыпай в кастрюлю, все время мешая палочкой или ложкой; дай покипеть и смотри чтобы клейстер не стал слишком густым. Вылей его и налей в миску. От дурного запаха прибавь соли.

Клей для скрепления камней

Приготовляется из мастики, свежего воска и толченого, просеянного камня, хорошо перемешанных на огне. Возьми свой камень, очисти его, хорошенько нагрей и намажь этим клеем.

Клей для склеивания стеклянных сосудов

Возьми жидкого лака, немного свинцовых белил и медянки и добавь к ним краски под цвет сосуда. Размешай все это хорошо и – насколько можешь – тонко одно с другим. Склей черепки разбитого сосуда вместе, осторожно смазав их этим клеем. Дай ему просохнуть в течение нескольких месяцев на солнце и ветре.

Мездровый клей

Изготовляется из обрезков козьих морд, ножек, жил и разных обрезков кож. Все это кипятят с чистой водой столько времени, чтобы выкипело больше половины, затем, хорошо процедив, клей выливают в плоские сосуды для желатина. Дай ему постоять ночь, а утром разрежь его на куски ломтями, как хлеб, положи его на циновки, чтобы он высох на ветру, без солнца. Этот клей пригоден для многого.

Клей для гипса и для картин на дереве

Изготовляется из отбросов козьего и бараньего пергамента. За день до того, как его варить, их хорошо моют и размягчают. Затем кипятят с чистой водой столько, чтобы осталась только одна треть.

Клей для смешения с лазурью и красками

Изготовляется из оскребков козьего или овечьего пергамента. Дай ему покипеть с чистой водой, пока он не укипит на две трети. Это очень прозрачный клей.

Клей из извести и творога (аналогичный рецепт из трактата Теофила см. выше)

Приготовляется из размягченного в воде творога. Размешай творог обеими руками дощечкой с небольшим количеством негашеной извести. Положи его между двумя дощечками, приложи их друг к другу и соедини.

«Пробивная сила [пистолета 16го века] была очень незначительна, - не только кираса, но и лобная кость иногда служила непреодолимой преградой...» (с) Диона Ли

#3 Inna

Inna
  • Патриций
  • 704 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Аустервегр, Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 19:13

Конец XVII – начало XVIII века

В вышеназванном издании трактата Ченнини напечатаны также выдержки из греческого "Наставления в живописном искусстве" Дионисия из Фурны.

Полностью сочинение можно прочитать тут.

Там приводится следующий рецепт клея:

Клей из дубленных и невыделанных кож, с негашеной известью и без

"Возьми кожи, продубленные в извести и положи их в теплую воду, чтобы они хорошо размокли; потом вымой их, очисти с них мясо и дрянь, какая есть, положи их в медный сосуд, наполненный чистою водою, и начинай варить. Но смотри, когда они начнут вариться и сгущаться, процеди воду сквозь волосяное сито, или полотно: иначе они подгорят. Потом налей вторую и третью воду и процеживай ее, пока кожи разжидятся совершенно. Если же не найдешь продубленных кож, то возьми и невыделанные, с ног и ушей воловых или такие, кои ни к чему не годны, лишь бы купить их подешевле, и какие бы они ни были, воловьи, овечьи, толстые, или тонкие, и выделывай их вот так. Возьми негашеную известь, насыпь ее в кадку и, налив воды, мешай ее; потом положи туда кожи и оставь их на неделю, пока вылезет из них вся шерсть; после сего вынь их, вычисти хорошенько, высуши, и, когда хочешь, делай клей, как указали мы выше. Если же ты спешишь и у тебя нет негашеной извести, то положи в воду и невыделанные кожи, чтобы они размокли, потом немного повари их, и, вынув, счисти с них жир и мясо, наконец топориком сделай на них частые нарубки, дабы они скорее сварились, но не разрубай их на отдельные кусочки, дабы тебе удобнее было процеживать воду. Так варятся кожи и делается клей. Когда же хочешь высушить его, то вскипяти его на огне, горящем не жарко, пока он ссядется. Но знай, что клей вздувается и сбегает. Посему будь тут, где он кипит, и когда вздуется, сними его с огня и погрузи дно кастрюли в холодную воду, которую надобно держать наготове, тогда он спадет. Потом опять ставь его на огонь несколько раз, пока ссядется. После этого дай ему остыть, а сам натяни нитку на дугообразный обруч и ею разрежь клей на мелкие куски, разложи их на доске и оставь на два или на три дня, пока окрепнут; потом продень сквозь них веревочку и вывесь их на воздух, чтобы высохли. Затем береги его и, когда надобно, употребляй в дело. Но смотри, приготовляй клей всегда в холодное время, ибо в жару он протухает, и впоследствии окажется негодным".

«Пробивная сила [пистолета 16го века] была очень незначительна, - не только кираса, но и лобная кость иногда служила непреодолимой преградой...» (с) Диона Ли

#4 Inna

Inna
  • Патриций
  • 704 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Аустервегр, Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 19:37

В довесок ко всему - подборка тем с Тоже Форума где так или иначе обсуждались различные рецепты клея и его применение:

Обмотка стрел конским волосом

Сухожилия

Про клей

Еще про клей

Рыбий клей

Изготовление композитного лука

Изготовление сложного славянского лука

Клей на позднее средневековье

На что перышки клеим?

Полезное можно обнаружить также в Подборке тем со старого ТФ от Дмитрия
«Пробивная сила [пистолета 16го века] была очень незначительна, - не только кираса, но и лобная кость иногда служила непреодолимой преградой...» (с) Диона Ли

#5 Eugenie Tailleur

Eugenie Tailleur
  • Горожанин
  • 36 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 21:47

Инна!!!!! То, что мы с Сережкой искали ))) Спасибо большое. Перевод - это главное - понятный.

#6 Inna

Inna
  • Патриций
  • 704 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Аустервегр, Москва

Опубликовано 01 Ноябрь 2008 - 22:49

Пожалуйста;)) Я только сегодня обнаружила, что, наверное, перевод можно найти в "Книге тайн. Секреты мастерства"
(Пер. с др.-греч. Е. Ванеевой, пер. с лат. Д.Захаровой, И.Хмелевских; Состав., предисл. Н. Горелова. – СПб.: Азбука-классика, 2007. - 400 с.), но уже перевела сама. Сравните, если есть возможность, точность перевода, я думала русского текста полного нет.
«Пробивная сила [пистолета 16го века] была очень незначительна, - не только кираса, но и лобная кость иногда служила непреодолимой преградой...» (с) Диона Ли

#7 Mne

Mne

    ...тоже мнэ критик ...

  • Старожил
  • 1 899 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Калининград
  • Interests:бицца на палках, ляконструировать рыкаря и не только

Опубликовано 02 Ноябрь 2008 - 02:58

как понимать словосочетание "жидкий лак"?
Сердце суфия с Богом, а руки его в труде

#8 Udo Schwanz

Udo Schwanz
  • Горожанин
  • 234 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Калининград/Koenigsberg
  • Interests:Германия, 13-14 век, Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, медивальная музыка, тупайя пихота, средневековая эстетика вообще.  Клуб "Западная Башня"

Опубликовано 02 Ноябрь 2008 - 19:19

ну.. рецепты приготовления некоторых клеев, таких как казеиновый, костный, мездровый, не шибко то изменились за века... как и рецепты приготовления каши например ))

Изменено: Udo Schwanz, 02 Ноябрь 2008 - 19:20

Земляне, мы пришли с миром!

#9 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 03 Ноябрь 2008 - 17:49

Спасибо за тему.
Надо ее прикрепить.
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#10 Jorik

Jorik
  • Горожанин
  • 66 Сообщений:

Опубликовано 17 Ноябрь 2008 - 02:55

Доброго времени суток!Нужен совет по поводу клея.Здесь весьма много рецептов,но про свойства маловато сказано.Нужен водостойкий,эластичный клей вдобавок просто необходимо,что бы был не очень сложен в изготовлении и материал доступен и недорог.(клей естественно из натуральных материалов)Клей нужен для проклейки слоёв мешковины на стёганнике,для увеличения так скажем вязкости и трудности прореза(может не сильно и твёрдости,что бы в этом можно было двигаться).Или такой клей плод моего больного воображения?

Изменено: Jorik, 17 Ноябрь 2008 - 02:58

Конфуций всегда говорил:"ДЕРЬМО СЛУЧАЕТСЯ!"
P.S.:прошу прощения за весьма резкое слово...




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых