Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

паспорт костюма


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
27 ответов в теме

#1 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 07 Июль 2008 - 09:05

Долго собиралась духом, но все же решилась выстовить сдесь паспорт своего костюма.

Статус замужней горожанки др. Новгорода
Данный костюм состоит из:
- Нижней рубахи
- Верхнего платья
- Зарукавьев
- Головного убора, платочного типа
- Носок
- Туфель на мягкой подошве
- Плаща
- Украшений (в доработке)
- Поясов
Вся одежда сделана из натуральных тканей. Швы ручные.

Шелк выбран мною, как материал довольно распространенный в городской среде, Древнерусского государства «Остатки шелка найдены в 33 погребениях феодальной знати, вскрытых в Киеве, Старом Галиче, Владимире-Волынском, Белгороде, Смоленске, Старой Рязани, Москве, Владимире, Новгороде. <...>Преобладающее же количество находок шелковых изделий — около 350 фрагментов происходит из рядовых курганных захоронений сельского и городского населения. Такое положение опровергает распространенный в исторической литературе взгляд на шелк как на товар редкого потребления, доступного лишь социальной верхушке древней Руси». (Фехнер М. В. Шелковые ткани в средневековой Восточной Европе)
Костюм сделан на основе археологических, изобразительных и письменных источников.

1.Нижняя рубаха
Материал: Лен белый, красный.
Крой: туникообразный(из одного полотнища), с боковыми расширяющими клиньями. Длина рубахи – в пол, подол широкий. Рукава - узкие; вырез ворота - круглый, широкий, пуговиц нет. Горловина, рукава и подол окантованы красным льном.

Источники:
Фр. изображ. из Изборника святослава
На данном изображении видны складочки, идущие по низу нижнего платья (рубахи), что может свидетельствовать о широком подоле (шире чем у верхнего).
фр. Моление Анны Киев 11в.
На даном изображении мы видим выглядывающие узкие рукава нижней рубахи.

2.Верхнее платье
Крой: туникообразный, с боковыми расширяющими клиньями. Длина рубахи – до середины икры. Рукава – узкие, закрепленные зарукавьями. По горловине, оплечьям и подолу окантованы красным шелком. Горловина и оплечья, вышиты шелком и украшены жемчугом
Материал: Шелк розовый, шелк красный, лен.
Источники:
Как источник выступают:Фр. Святослав с семьей из Изборника Святослава XIв. и Моление Анны Киев 11 в. фр.
«Изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды. К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть и широкими, и узкими с опястьем. Такие платья чаще сшиты из однотонной ткани и украшены по подолу орнаментальной полосой, реже - каймой и оплечьем» (Сабурова «Реконструкция древнерусской одежды»).
Вышивка: шелк желтый, жемчуг речной
Общий вид вышивки
Источник: Стоячий воротник из Деревяницкого могильника под Новгородом 11-12вв
3.Зарукавья (опястья)
Материал: Шелк серый, лен.
Вышивка: шелк серый, серебрянные нитки, жемчуг речной
Зарукавья реконструированы по найденным в погребении новгородского софийского собора опястья князя Владимира Ярославовича (1020-1052гг)
Зарукавья сделаны шире и украшены жемчугом, что подтверждается изобразительными источниками.
Опубликованное фото
Опубликованное фото

4.Головной убор (платочного типа), очелье
общий вид
Материал:
Платок: Шелк белый, жемчуг.
Очелье: шелк желтый.
Вышивка очелья: шелк красный, серебрянные нитки, жемчуг речной
Источники:
Фр. стоячего воротника из кург. Шелебово Владимирской обл 11в
вариант повязывания платка
В женских погребениях головные уборы представлены фрагментами текстиля, включающими шерстяные, шелковые ткани и очень редко ткани из нитей растительного происхождения.
Так же в районе головы находят бисер, жемчуг, различные кисти, что говорит о том, что головной убор мог расшиваться.

5.Носки
https://foto.mail.ru/...tenkih/2/5.html
Материал: шерсть синяя, игольная вязка
Источники: 9-13 в носки ГИМ

6.Туфли на мягкой подошве

фотографию и источники выкладывала сдесь

7.Плащ (планируется подклад)
общий вид
Материал: шелк красный, шелк желтый
Источники:
фрагменты изобр из Кодекса Гертруды
Фр. с изображ Семьи Ярослава Мудрого в Софии Киевской 1037 На мой взгляд девушки, на данном изображении, одеты в один тип плаща, только у той, что слева он запрокинут за руку, а у той, что справа лежит на плечах.

8. Украшения, аксесуары
Фибула Новгородская 11 в., поясной мешочек.
9. Пояса
Кожанный (с пряжкой, хвостом и разделительным кольцом)
Материал: кожа черная, латунь
Тканый надощечках
Материал: шерсть красная, самопрядь; шерсть черная самопрядь

https://foto.mail.ru/...enkih/2/64.html
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#2 human

human
  • Горожанин
  • 660 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск-СПб
  • Interests:Вышивка.

Опубликовано 07 Июль 2008 - 12:39

Замечательно :)
А про "серебряные" нитки можно чуточку подробнее: чье производство? И вообще про сам процесс вышивки...

Не могу никак понять: вроде расстояние между стежками прикрепов маленькое, сделано все аккуратно, а местами нитка по контуру "не лежит" и "провисает"... С учетом общего уровня вышивки с этим надо бороться :happy:

Искренне рекомендую попробовать вышивать фигуры с закругленными контурами, используя шов "клопец". Это проще, чем "проводить" "косой ряд" по закруглению фигуры.

Изменено: human, 07 Июль 2008 - 12:44


#3 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 07 Июль 2008 - 16:14

Техникой такой вышивала впервые, до этого только крестиком, поэтому и косяки.
Серебрянные нитки покупались в москве в церковной лавке. Судя по всему там шелковая ниточка на которую намотана посеребренная медь (т.к. во время вышивки окислялась и зеленела).

Вышивка в прикреп. Серебрянная нитка кладется одна к другой и пришивается шелковой.
Сначала начинала шить в прокол, но в процессе продергивания через ткань серебрянная нить быстро облазила.

По шву "клопец" попробую обязательно. :)
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#4 human

human
  • Горожанин
  • 660 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск-СПб
  • Interests:Вышивка.

Опубликовано 07 Июль 2008 - 17:51

Понятно. Для первой вещи, вышитой в этой технике, результат очень хороший :).

Я догадываюсь какими нитками Вы вышивали :)... Их способность "зеленеть" с годами не уменьшилась.

#5 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 10 Июль 2008 - 09:57

Это нитки с Денисовского завода... Я себе такими же очелье вышила, да сдуру слегка постирала,чтоб залапанным не было - теперь имею вышивку трупного цвета. :$
Анютка, молодец, что выложила паспорт! Очень здорово.
В реконструкции недопустима лень к познанию.

#6 druzhinnik

druzhinnik
  • Старожил
  • 1 803 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Самара, ВИК "Легенда"

Опубликовано 14 Июль 2008 - 15:59

очень красиво!

#7 Antalika

Antalika
  • Горожанин
  • 103 Сообщений:

Опубликовано 17 Июль 2008 - 00:26

К сожалению у меня отключены картинки, по этому не удивляйтесь моим вопросам, по тексту. Вот вы пишите, что "Статус замужней горожанки др. Новгорода" , а используете источники исключительно на знать, особенно меня смущают "Зарукавья реконструированы по найденным в погребении новгородского софийского собора опястья князя Владимира Ярославовича ". Насколько эти источники применимы к горожанке, особенно последний. Насколько такие опястья ( которые, как мне кажеться, в данном источнике имеют скорее всего церемониальное значение) приминимы к женщинам - горожанкам. Не могли бы вы пояснить также чем обусловлен кожаный пояс в женском костюме? Так же хотелось пожелать увеличение кол-ва аксессуаров :-)

#8 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 17 Июль 2008 - 03:40

Статус горожанки взят не случайно. Горожане разные бывают, зажиточные в том числе. :happy:
По запястьям. Информация бралась, в первую очередь, из изобразительных источников.
Вообще весь костюм в основной своей массе построен на изобразительных источниках, а они показывают либо знать, либо святых. (либо знать, причисленную к лику святых :wacko: )
И опять же я не говорила, что это повседневный женский костюм.
Зарукавья, думается мне, в первую очередь имеют практическое значение. Ну и как эллемент декора. С чего вы взяли, что это собственно, церемониальное?

По поясу. Археология. Пряжка и хвостовик, найдены в женском погребении 11в. (В. В. Мурашева "Древнерусские ременные наборные украшения (Х-XIII вв.)")

Про украшения написала, что делаются.
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#9 Antalika

Antalika
  • Горожанин
  • 103 Сообщений:

Опубликовано 17 Июль 2008 - 12:18

-Статус горожанки взят не случайно. Горожане разные бывают, зажиточные в том числе. :happy:
Зажиточные горожане и знать это может быть и одно и тоже. Князья они тоже в некотором роде горожане. :-) Но тем не менее костюм заявлен как просто "горожанки"

-По запястьям. Информация бралась, в первую очередь, из изобразительных источников.
Вообще весь костюм в основной своей массе построен на изобразительных источниках, а они показывают либо знать, либо святых. (либо знать, причисленную к лику святых :wacko: )

То есть вы считаете допустимо использовать только такие источники. Стилизованные и имеющие византийские корни?

-И опять же я не говорила, что это повседневный женский костюм.
Так значит Вы предстовляете праздничный или церемониальный костюм? Это лучше указывать в паспорте )

-Зарукавья, думается мне, в первую очередь имеют практическое значение.
Какое?
- С чего вы взяли, что это собственно, церемониальное?
-Во первый приведенный вами источник мужское захоронение. И не просто мужчины - а князя, которого хоронили "при всем параде" и явно не в его каждовневном одеянии. Т.К мы имеем более чем официальное лицо с одной стороны, а церемонию захоронения одного из первых христиан ;-) можно предположить 1) что одежда церемониальная 2) скорее всего по византийской моде.

По поясу. Археология. Пряжка и хвостовик, найдены в женском погребении 11в. (В. В. Мурашева "Древнерусские ременные наборные украшения (Х-XIII вв.)")
- Про хвостовик и пряжку понятно, меня больше интересует источник на черную кожу.

Про украшения написала, что делаются.
-Это замечательно :-)

#10 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 17 Июль 2008 - 13:25

Барышня, вот не понятно, Вы придираетесь к слишком скромному названию?:) Скажем так, пока нет необходимого набора ювелирных украшений, мы решили назвать его просто костюмом горожанки. т.е. подразумевается именно костюм городского типа.
А так, коли Вам так важна легенда, пусть будет жена боярина. Пойдёт? :laugh: Костюм выполнен из натурального шёлка, украшен вышивкой драгметалами. Или Вам показалось,что это лён с люрексом?
Про чёрную кожу - даже не смешно. Учите матчасть.
Зарукавья - да орнамент и тип вышивки взяты с указанных княжеских. Вы считаете это неправильным?

То есть вы считаете допустимо использовать только такие источники. Стилизованные и имеющие византийские корни?

А какими источниками руководствуетесь Вы при создании костюма? Если Вы конечно,занимаетесь его созданием. До сих пор всё что мне приходилось видеть из реконструкций женских русских ГОРОДСКИХ костюмов, выставленных в сеть - жалобные стилизации, взятые большей частью из головы. Ещё костюмы вятичей, кривичей и др. сельские качественные видела, а вот городские...
Придирка, что взяты иконы(и фрески) в качестве источников тоже странно выглядит. Почему Вы считаете,что конкретно ЭТИ иконы, которые использовались в качестве источника, стилизованно-византийские? Ярослав Мудрый с семьёй - греки? :dry:
В реконструкции недопустима лень к познанию.

#11 Antalika

Antalika
  • Горожанин
  • 103 Сообщений:

Опубликовано 17 Июль 2008 - 13:50

Сколько экспрессии :-) И не одного доказательства. Ссылки. Источники. Пожалуйста :-) Я не придираюсь, я искренне интересуюсь :-) Буду рада пополнить свои знания.
Русское искусство изобразительное ( тем более иконы) являеться преемницей Византии. или вы этого не знали? Могу порекомендовать список литературы.

-А какими источниками руководствуетесь Вы при создании костюма? Если Вы конечно,занимаетесь его созданием.
Что то мне это напоминает мерение э... частями тела :-) Вас какой конкретно из моих костюмов интересует? :-)

#12 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 17 Июль 2008 - 15:36

Тема на контроле. Убедительно прошу не выходить за рамки конструктивного диалога.
С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
https://vk.com/ruszem

#13 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 17 Июль 2008 - 16:09

Antalika
Что Вы,никакой экспрессии.)По крайней мере, с нашей стороны. Вы невнимательны:)

Русское искусство изобразительное ( тем более иконы) являеться преемницей Византии. или вы этого не знали? Могу порекомендовать список литературы.

Если вы докажете, что Изборник Святослава и фреска, изображающая семью Ярослава Мудрого, - изображают исключительно византийский( а точнее "византийскую стилизацию"), а не как не русский костюм, мы поаплодируем.
И пожалуйста, без нападок. Серьёзная тема, а у Вас подозрительная агрессия проявляется...Давайте жить дружно.
Если Вы делаете костюм кривички - это одно, если Вы серьёзно займётесь городским костюмом(крупных, а не "родоплеменных" городов), Вы неизбежно столкнётесь с привлечением изобразительных источников.
Впрочем,прошу прощения перед Николасом, может следует сделать отдельную тему, какими источниками следует руководствоваться при создании того или иного типа русского средневекового костюма раз такой спор зарядился?

Изменено: Edel, 17 Июль 2008 - 17:43

В реконструкции недопустима лень к познанию.

#14 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 17 Июль 2008 - 16:49

По поясу. Археология. Пряжка и хвостовик, найдены в женском погребении 11в. (В. В. Мурашева "Древнерусские ременные наборные украшения (Х-XIII вв.)")
- Про хвостовик и пряжку понятно, меня больше интересует источник на черную кожу.


А на что хвост, пряжку, (а внекоторых женских захоронениях и поясные накладки встречаются) на тканые пояса ставили? Или вас цвет смущает?
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#15 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 17 Июль 2008 - 17:39

Что касается источников на особо волнующие вопросы.) Рекомендую найти и прочитать(или освежить в памяти) По поводу изобразительных источников:
Кондакова Н. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. Пб., 1906
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.
По поводу чёрной кожи, нуу, хотя бы А.В.Курбатова. Да и вообще,что по кожевенному делу древней Руси найдёте. )
По поводу кожанных поясов женских наборных Мурашёву В.В. посмотрите.
В реконструкции недопустима лень к познанию.

#16 Bulavka

Bulavka
  • Горожанин
  • 555 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Магнитогорск
  • Interests:фотография, рисование, декорирование, реконструкция, дочь Урсула и кот Сёма

Опубликовано 17 Июль 2008 - 20:40

Edel, паспорт костюма - это такая специализированная штука. Смысл ее создания в том, чтобы грамотно рассказать про свой костюм. Если у ПК есть какие то более важные цели, просвятите меня.
Так что и паспорт костюма опубликованный на ТФ - это так сказать презентация костюма просвященной и не очень публике. Вопросы могут быть разными и въедливыми. Но для этого ПК и есть. Доказательно объяснить свою точку зрения в теории и на практике.

Пока есть вопросы, значит не все аспекты показались аудитории убедительными.

Конечно в воссоздании костюма Руси существуют сложности.
Но у каждого периода и региона они свои.
Поверьте картинок на Лангедок 13 в. в сети еще меньше, чем на Русь.
Я вот тоже хочу поинтересоваться про опястья.
Есть ли источники подтверждаюшие что они характерны для праздничного костюма богатой горожанки?
И не из вредности, а потому что спор выше наводит на мысль что иной аргументации, кроме захоранения Владимира Вы пока не озвучили.
Two heads are better than one.
And one head is better than none.

#17 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 17 Июль 2008 - 21:08

Булавка, да я тут вообще адвокатом и буфером подрабатываю, такое ощущение, костюм-то не мой. Не своё творение защищаю. Просто все эти вопросы имеют настолько ясные ответы для человека, занимающегося реконструкцией Руси,что мне становится странно и обидно.
Опястья, если Вам угодно, это версия, проведённая через изобразительные источники, которые считаю,опираясь на многие исследования, ДОСТАТОЧНО ДОСТОВЕРНЫМИ источниками для реконструкции городского богатого костюма, если угодно, знати. Будьте внимательнее, все использованные изоисточники названы и приведены. И это не отвлечённые какие-то там иконы, а конкретные изображения реально существующих исторических персонажей того времени. А то что спор выше куда-то Вас наводит, мы не виноваты.)Ещё раз прошу, будьте внимательны. Что касается того,что был взят орнамент с конкретно сохранившихся опястий...Вы считаете,надо было своё придумать? :laugh:

Конечно в воссоздании костюма Руси существуют сложности.
Но у каждого периода и региона они свои.
Поверьте картинок на Лангедок 13 в. в сети еще меньше, чем на Русь.

А это к чему Вы в данной теме? При чём здесь Лангедок?С какой целью маленькую французскую провинцию Вы сравниваете с Русью? Вы некорректны.

Изменено: Edel, 17 Июль 2008 - 21:43

В реконструкции недопустима лень к познанию.

#18 Bulavka

Bulavka
  • Горожанин
  • 555 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Магнитогорск
  • Interests:фотография, рисование, декорирование, реконструкция, дочь Урсула и кот Сёма

Опубликовано 17 Июль 2008 - 21:19

Нет, конечно, следует доработать паспорт костюма.
Эдель, изо источники, в виде порезанный маленьких картинок я видела... но и мы и не к таким придирались ;))))))))

Один занудо покритиковавший мой ПК, помог сделать мне костюм лучше, чесное слово :)))
Two heads are better than one.
And one head is better than none.

#19 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 17 Июль 2008 - 21:29

Булавка, придираться надо грамотно. ;) Эти "порезанные картинки" - фрагменты очень ИЗВЕСТНЫХ изображений. Приведены их названия, вы можете найти в сети (и на этом форуме в том числе) целые изображения сами. А то Вы одновременно показываете, что и с данным источником не знакомы, и тут же в чём-то обвиняете...
Если Анна сейчас вставит в сообщение полные картинки(а может и кодекс полностью нужно?) её костюм от этого улучшится?
Полагаю,что нет. Полагаю,что костюм улучшить может главным образом хорошая порция ювелирки:). А не пустые припирания типа: "А почему тут с ошибками написано?А почему я не знаю?"
Не забывайте,эта тема посвящена конкретному комплекту, а не чьему либо опыту в воссоздании и улучшении лангедокского костюма...

Изменено: Edel, 17 Июль 2008 - 21:42

В реконструкции недопустима лень к познанию.

#20 Antalika

Antalika
  • Горожанин
  • 103 Сообщений:

Опубликовано 18 Июль 2008 - 00:35

Кстати Псков , Смоленск и Чернигов тоже города.:) Так же как и Новгород ))) А кривичи, как и ильменские слолвени являлись межплеменным союзом. ))
По поводу византийского влияния на древне-русское искусство в общем, и на Изборник в частности.
Русская книжная миниютюра XI-XV век О.С. Попова.
Еще один аспект изучения миниатюр изборника Святослава. О.И. Подобедова
Кстати цитата оттуда " При известной архаичности жанра и состава Изборника форма организации текста при помощи элементов оформления (!) отвечала уровню византийской книжной культуры (!) IX-XI вв, испытывавшей тогда исключительный рассвет."
О групповых портретах "заставляют вспомнить круг живописных произведений восточнохристианских ( будь то фреска или миниатюра)" Кстати о сходстве фресок и раннерусской миниатюры говорят многии исследователи.
Лев Любимов "Искусство Древней Руси" особенно главу "Фундамент древнерусской художественной культуры" там популярным языком для непрофессионалов :-)
Так же интересна статья Г.К. Вагнер Творческий образ в понимании русского автора XI века.
Все таки от автора костюма хотелось услышать обоснование наличие в женском костюме кожанного ремня. Меня смущает как цвет ( все-таки ели не трудно хотелось бы цитату про черные кожанные пояса в принцыпе, на основе археологических находок, буду очень благодарна если кто указанные статьи сможет переслать мне на е-меил, к сожалению у меня сейчас ограниченный доступ в сеть и поискать сама я пока не имею возможностей), так и сам ремень в женском комплекте. Хвостовик и пряжка могли быть и на тесемочном поясе ( версия 1) , или быть погребальным подарком от мужчины ( версия 2). Буду благодарна за статью Мурашевой )
Так же хотелось услышать аргументы в пользу использования зарукавья в комплекте в целом, а так же корректность использование источников. Так же меня смущает использование источника "Фр. стоячего воротника из кург. Шелебово Владимирской обл 11в" Для вышивки очелья. Хотелось бы что бы автор аргументировал такую подборку источников.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых