Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Иннсбрукский манускрипт


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
7 ответов в теме

#1 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 26 Июнь 2008 - 19:28

По мотивам разговора начатого в этой теме решено было продолжить обсуждение рецептов из инсбрукского манускрипта. Попытаться приблизить их к народу и объяснит ь возможные процессы, которые там описаны.

Добавлять сообщения буду переодически - сейчас нет времени сесть и все описать одним махом.

Вот, например, совет по получению красного цвета:

Nim kalch in ein hevelein vnd giuzz wazzer dar an vnd misch es vast vnder einander vnd lazz es gevallen, das das wazzer lauter werde vnd nim enne das selbe wazzer vnd siude die presilig gar wol dar inne, vnd so es danne gesoten sei, so misch alaun dar vnder vnd verbe da mit roten zendel.
Возьми мел в горшке и добавь туда воды, и хорошо перемешай, и пусть смесь отстоится так, чтобы вода стала чистой и возьми эту воду, и вскипяти в ней бразильское дерево, пока оно не будет готово, а потом добавь квасцы и так крась зендель (тонкий шелковый материал).



Бразильское дерево - это, надо полагать, кампеши ( Haematoxylon campescheanum L. - синий сандал), с активным пигментом гематеином. Вспомним, что манускрипт датирован 14 веком. Этого дерева в Европе не знали до того, как испанцы привзели его из Нового Света. Хотя вещи окрашеные гематоксилином были найдены в пазырыкских курганах....Алтай, - дело аномальное, там всякое может быть :-)
Однако, есть одно НО. Кампеши, имеет красный цвет в только в свежих опилках. Окисляясь в процессе крашения , красит в серые и черно-фиолетовые тона. По железной и хромовой протраве можно получить синевато черные и голубоватосерые тона. В красный красит только фернамбук - тоже из Южной Америки ( в нем содержится бразелин) и то при условии применения чистой алюминевокислой протравы.
По случайности дома припасена древесина кампеши. Надо пробовать.
Однако все ж вопрос остается открытым. Что за растение имел автор ввиду? Кампеши в 14 веке небыло в Европе.
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#2 Richter

Richter
  • Горожанин
  • 220 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва, Tre Kronor
  • Interests:Космодесантник

Опубликовано 26 Июнь 2008 - 20:06

Однако все ж вопрос остается открытым. Что за растение имел автор ввиду? Кампеши в 14 веке небыло в Европе.


Возможно, имелось ввиду сапановое дерево?

UPD: Наткнулся тут на статью, несколько проясняющую этот вопрос

Изменено: Victor RS, 26 Июнь 2008 - 22:29

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей © Сенека.

#3 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 27 Июнь 2008 - 12:18

Спасибо за ссылку на сатью, интересная.
Про саппановое дерево совсем забыла :-)
Точно! Про цезальпинию то незаслуженно забыли!
Чоссер (14в) пишет про то, что португальцы владеют чудесным орехом "барзиль", из которого делают одноименную краску.
- 1386 Chaucer Nun’s Pr. 13 His colour for to dyghen With brasile [-il, -ill] ne with greyn of Portyngale.
Caesalpinia sappan (L ) - родной брат южноамериканскому фернамбуку - подробнее про вид тут - действительно распространено повсеместно в тропиках юговосточной Азии и в Африке (т.е. - доступно)
Вот и ответ:
взято отсюда
This is particularly interesting, because we know that the original name for Brazil (as it appears on pre-Columbian maps) was Santa Maria di Cruz, and that upon the discovery of what we now call Pernambuco (caesalpinia echinata) growing there, the country was re-named Brazil, after the wood used to make dyes which the Europeans had previously traded from the Arabs, who were, in fact, obtaining a related timber, Sappan (caesalpinia sapan) from the East Indies. The discoverers of brazilwood supposed that they had at last found where the Arab traders were obtaining the stuff ! The Spanish also referred to the timber as legno di Santa Maria and later on as Legno del Brasile.

Испанцы открыли земли, где произрастали деревья, дающие краску, которую они ранее покупали у арабов. Испанцы всерьез верили, что нашли то самое место, откуда арабы таскают краску.

Вниманию всех, кто ездит на отдых в Египет и Турцию - там этого добра навалом в любой лавке, торгующей специями.
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#4 Edel

Edel
  • Горожанин
  • 384 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Хабаровск, ВИК Рейн
  • Interests:Доспех, костюм, быт Западной Европы 14-15 вв., историческое фехтование, верховая езда

Опубликовано 27 Июнь 2008 - 16:08

Извините, повторюсь: не подскажете, какие именно квасцы имеются в виду в данном манускрипте?
В реконструкции недопустима лень к познанию.

#5 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 27 Июнь 2008 - 19:37

тут написано "alaun" и все - все что буду писать ниже - досужие предположения :)

В «Lexicon Alchemiae» Руланда (начало 17 века) - приведено около 30 значений этого слова, среди которых - нашатырь, винный камень, гипс, антимонит и пр. К слову сказать, глиноземы обозначали другим словом - "argile". Может под этим словом стоит понимать раствор природных минералов сольфатерита и чермигита?

Меня очень впечатлило другое - использование циннобера (киновари) для окраски тканей.

вот еще один рецепт красного:

Man sol nemen minig vnd sol die sieden mit ezzeich, die varb wirt ziegelvar vnd sol das michen mit alaun, vnd ein plum stet auf dem velde, diu ist zindlot, die sol man auch sieden in alaunwazzer vnd durch ein tuch trucken vnd damit verben. 
Нужно взять окись свинца и прокипятить его в (уксусе?), пока цвет не станет подобным цвету черепицы (красноватым?), и потом смешать с квасцами и полевым цветком, что зовется "zindlot" (Serratura tinctoria), и опять вскипятить в квасцовой воде, и процедить сквозь ткань, и этим красить.

"zindlot" (Serratura tinctoria) - правильно писать Serratula tinctoria - серпуха красильная из семейства сложноцветных, содержащая хиноновый пигмент-хромоген лавсон (в бОльшей концентрации содержится в хне).
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#6 Richter

Richter
  • Горожанин
  • 220 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва, Tre Kronor
  • Interests:Космодесантник

Опубликовано 28 Июнь 2008 - 03:03

В рецепте окись свинца. При растворении окиси свинца в уксусе, если ничего не путаю, должен получиться свинцовый сахар (ацетат свинца(II)). А вот какой эффект при крашении это даст - к сожалению, не в курсе.
Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей © Сенека.

#7 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 28 Июнь 2008 - 16:42

Еще один реактив нам в копилку. Ацетаты, вроде, и по сей день используют в фармакологии.
Кстати можно поговорить про другой ацетат, упоминающийся в манускрипте.
Ярь-медянка. Ацетат меди.
Его готовили методом перекладывания медных пластин виноградным жмыхом.
Как то тут в ремесленной задавали вопрос - можно ли красить виноградным жмыхом.
из викизнания

Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди.


Все ацетаты - ядовиты.
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#8 Richter

Richter
  • Горожанин
  • 220 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва, Tre Kronor
  • Interests:Космодесантник

Опубликовано 28 Июнь 2008 - 21:12

Да, точно, свинец :-)
Но продукт тот же - ацетат. Это ведь хороший окислитель.
Есть сведения, что ацетаты как свинца так и цинка применяли при ситцепечатании и как закрепитель хромогена на волокне в более поздние периоды.


Кстати, может оффтоп, но встречал относительно современный рецепт, предлагающий использовать в качестве протравы при крашении именно смесь квасцов и ацетата свинца

Протравы в последнем случае приготовляются дома из квасцов глиноземных или хромовых. Первых берется 3? фунта на ведро, а вторых 16 фунтов.
В первом случае прибавляется еще сода (1 фунт – порошковой и 2? фунта кормовой), во втором - свинцовый сахар (16 фунтов).


Взято отсюда: Лекарственные и технические растения Вологодской губернии.. Брошюра 1920 года

Изменено: Victor RS, 28 Июнь 2008 - 21:12

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей © Сенека.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых