Металлография доспеха 14-16 веков
#1
Опубликовано 16 Апрель 2008 - 16:57
Также как следствие интересует вопрос - как вели себя элементы доспеха при, так сказать, непосредственном ударном воздействии. Какие выводы мы можем сделать на основе артефаков?
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#2
Опубликовано 16 Апрель 2008 - 17:22
Как раз сейчас и не то и не другое. Есть такой дяденька - Алан Вильямс. Его авторству принадлежжит туча статей по металлографии доспехов (целиком и деталей) и оружия. Не так давно он подитожил свои многолетние труды и издал мегасуперкнигу "The Knight and the Blast Furnace. A History of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages & the Early Modern Period".информация по ней достаточно обрывочна и несистематизирована.
Вот ссылка: https://www.brill.nl/...id=18&pid=10349
C уважением.
Вот ссылка на PDF версию: https://books.google....vYI0mf4#PPP1,M1
#3
Опубликовано 16 Апрель 2008 - 17:26
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#4
Опубликовано 16 Апрель 2008 - 18:06
Там есть юшман с оцинковкой, анализ японской панцирной пластины, двуслойный панцирь, джек 16го века из обрезков латного доспеха и многое другое.
Уже обсуждалось, но напомить не грех
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#5
Опубликовано 17 Апрель 2008 - 01:59
www.armoury.ru
#6
Опубликовано 17 Апрель 2008 - 10:23
#7
Опубликовано 17 Апрель 2008 - 15:56
И плотность этой книги, на представителей магистрата достаточно высока...А книга Вильямса есть у кого-нибудь в России?
У Вильямса, в конце книги, даны практические исследования, пробития разных листов (по толщине), с использованием разных поражающих элементов - в принципе - доспех свою функцию выполнял - убить через стальные пластины было очень не просто. Особенно оружием ближнего боя.как следствие интересует вопрос - как вели себя элементы доспеха при, так сказать, непосредственном ударном воздействии. Какие выводы мы можем сделать на основе артефактов?
Арбалеты на вершине (если не смотреть огнестрельное оружие, конечно же).
Доспешные элементы калили хорошо еще в конце XIII века - шлем из Даргена закален на 256 VPH, а мюнхенский нагрудник, на сто лет его моложе - от 330 до 453 ед. по VPH, Вильямс выводит среднее в 374 VPH.
Шлем из Даргена кален повыше чем многие хундсгугели итальянской работы.
Знаменитый доспех эрцгерцога Зигизмунда Тирольского - от 304 до 475 ед. VPH. Среднее - 312 VPH.
Интересно то, что структура сварного железа очень качественная - слои шлака распределены равномерно, вытянуты в одном направлении - этого говорит об огромном опыте мастера в работе с таким металлом. Думаю что такая "однородность" состава стали заметно повышала механическую прочность, в отличии от пластин более низкого уровня обработки, где шлаки распределялись неравномерно, либо занимали большую долю в процентном соотношении.
#8
Опубликовано 17 Апрель 2008 - 17:16
При этом вещь массового производства до начала-середины 15го века скорее всего была не каленой, или каленой плохо.
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#9
Опубликовано 18 Апрель 2008 - 15:15
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#10
Опубликовано 21 Апрель 2008 - 11:45
Твердость (hardness) не обязательно является синонимом прочности, особенно в сплавах железо-углерод: очень твердое изделие может быть весьма хрупким. Под прочностью в данном случае понимается toughness, то есть "способность сопротивляться деформации без разрушений"
На диаграмме сведены вместе данные Алана Вилльямса по изменению твердости доспехов из пяти основных оружейных центров Европы на протяжении 2х веков. Очевидно, что к 1500 году все производители доспехов могли эффективно закаливать детали - если хотели. Немецкие и итальянские доспешники, хоть и разделенные значительным расстоянием, тем не менее разделяли знания о технике закалки и были способны получать примерно одинаковые результаты. Во второй половине 15го века ими применялась неполная закалка* (slack quenching), но к концу века успешно применялась полная закалка **(quenching) и закалка с отпуском*** (tempering)
Как следует из графика, в 16м веке очевидны следующие три тенденции: во-первых, немецкое и австрийское производство очень похожи между собой, но сильно отличаются от итальянского; во-вторых, мастерская в Гринвиче сдеует за немецкими достижениями почти с полувековым опозданием и в третьих ТВЕРДОСТЬ доспеха - вне зависимости от места производства - сначала увеличивается, а потом постепенно (или очень значительно в случае миланских мастерских) уменьшается, и к началу 17го века все доспехи становятся прочными, а не твердыми.
Как можно интерпретировать эти тенденции? Вероятно, самым поразительным на графике является резкое падение кривой твердости доспехов, произведенных в Милане, говорящее о том, что итальянцы фактически перестали калить стальные доспехи. Они весьма преуспели в искусстве закалки стали, но после 1500 года похоже решили коллективно отказаться от этого, позволяя деталям доспеха просто медленно остывать на воздухе. В южной Германии и Австрии напртив продолжали калить доспехи на протяжении вего 16го века, хотя к 1600 году и там фактически прекратили всякую термообработку. В обоих случаях уменьшение твердости было очевидно осознаным решением.
Тогдашние способы термообработки сталей тщательно описаны в работе 1995 года ( A.Williams and A de Reuck "The royal armoury at Greenwich 1515-1649"**** ). Они в основном сводились к резкому охлажении раскаленного метала, позволяющим "заморозить" избыточный углерод, который равномерно распределяется только при высоких темпертурах (выше 723 градусов для углеродистых сталей без присадок). Возникающее в результате внутреннее напряжение, приводящее к хрупкости металла снималось отпуском, то есть нагревом до определенной промежуточной температуры (300-400 градусов) в течении короткого промежутка времени (например 120 секунд).При отстутсвии приборов, позволяющих точно измерять температуру, процесс должен был контролироваться по цвету металла или по степени обугливания поднесенного к металлу фрагментов кости или рога. Время без сомнения определялось произнесением стихов или молитв.
Разумеется, средневековые кузнецы были хорошо знакомы с термообработкой стали, однако закалка крупных деталей доспеха стала массово применяться достаточно поздно. Отчасти из-за того, что первоначально в ней не было необходимости, отчасти из-за трудностей возникающих при быстром охлаждении больших деталей сложной формы
Таким образом, основные секреты средневековой термообработки доспехов заключались в основном в следующем: определение температуры "на глаз" и поиск оптимальной температуры закалки, определение времени нагрева для отпуска детали, предотвращение деформации деталей сложной формы при закалке и отпуске.
Еще один секрет - температура и состав жидкости для закаливания. Де Рейк в другой своей статье ссылается на перевод итальянских рецептов чудо-составов для закалки на травах и считает их свидетельством поиска возможности совместить твердый, но хрупкий верхний слой и мягкий, но прочный, внутрений.
Ну и наконец существовала проблема стали, которая была стратегической: при Генрихе 8м, например, сталь для доспехов ввозили из Германии. Все попытки получить местную сталь похожего качества оканчивались провалом. Но даже "хрошая" сталь доиндустриальной эпохи должна была давать громадный по сегодняшним меркам разброс свойств между листами в партии и даже в пределах одного листа. Так что еще один секрет - выбрать правильный материал.
Русские термины взяты из Колчина
____________
* частичная закалка (slack quenching) - сталь нагревается до образования аустенита и охлаждается быстро, но недостаточно
** полная закалка (quenching) - сталь нагревается до образования аустенита и охлаждается достаточно быстро, чтобы получился мартенсит. Результат твердый, но хрупкий
***закалка с отпуском (tempering) - закаленная сталь повтороно нагревается до температуры 300-500 гадусов или 700-800 градусов (высокий отпуск) и быстро охлаждается. В первом случае получается троостит, во втором - сорбит. Позволяет за счет некоторой потери в твердости по сравнению с полной закалкой добиться гораздо большей прочности.
**** Конспект интересного из этой книги на очереди
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#11
Опубликовано 21 Апрель 2008 - 17:08
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#12
Опубликовано 21 Апрель 2008 - 17:49
Конкретных рецептов никто не дает
Де Рейк с Вилльямсом постулируют (для больших деталей вроде кирас) метод с установкой дополнительных распорок : на поздних кирасах встречаются технологические отверстия, закрытые декоративными заклепками. Возможно, при закалке в них крепили штанги-распорки.
Де Рейк, говоря о рецептах жидкости для закалки, упоминает попытки получить двуслойную закалку с помощью покрытия обратной стороны изделия термоизолирующим слоем. Понятно, что в то время этот эффект был недостижим при такой толщине металла, но могло помогать "держать форму".
Он же предполагает что популярность "анимешных" (ня! кавай! проклятые отаку) кирасс вызвана относительно простотой закалки отдельных пластин по сравнению с целым нагрудником.
Ну и опять же вывод: наиболее актуальна закалка для итальянцев 15го века и немцев середины 15го- середины 16го. До и после можно не сильно беспокоится
бывают крепости из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются;
бывают повеления государя, которые не выполняют.
Позитивная вовлечённость в процесс на основе уважения и конструктивности - отличительная черта коммуникаций внутри организации
#13
Опубликовано 21 Апрель 2008 - 17:56
Так что, есть мнение, что в доспешной мастерской должна быть печь для отжига.
"Сплиты не хотят разговаривать с низшими существами, такими как ты!"
#14
Опубликовано 22 Апрель 2008 - 01:58
латные ноги из 1,6 мм. ст45/1 мм. 65г закалились без проблем, разве что немного повело сегменты. Мне кажется, что чем тоньше сталь и больше пластина - тем сильнее крутит.
#15
Опубликовано 22 Апрель 2008 - 15:32
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#16
Опубликовано 23 Апрель 2008 - 08:55
#17
Опубликовано 23 Апрель 2008 - 17:42
Бригантина должна быть с килем и бизанью. При чём тут раребрасы?
#18
Опубликовано 07 Май 2008 - 23:40
David Edge, Alan Williams
https://gladius.revis...article/view/88
Обратите внимание на твёрдость метала:
Arms: upper vambraces; left 160 VPH, right 290 VPH
lower vambraces; left 256 VPH, right 327 VPH
Legs:
main cuisse plates; left 270 VPH, right 380 VPH
rear plates of cuisses: left 355 VPH, right 335 VPH
front of greaves; left 280 VPH, right 385 VPH
rear of greaves; left 232 VPH, right 320 VPH.
Изменено: Siegmund, 07 Май 2008 - 23:47
#19
Опубликовано 29 Октябрь 2015 - 13:45
Не могли бы на языке оригинала написать что за статья или книга и где её можно найти?)
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых