Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Техника вышивки "клопец"


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
3 ответов в теме

#1 Tatyana

Tatyana
  • Горожанин
  • 37 Сообщений:
  • Location:spb
  • Interests:Литература, живопись, конный спорт, реконструкция

Опубликовано 15 Апрель 2008 - 20:12

Доброго времени суток!

Столкнулась в книге Н.Г. Порфиридов. Древний Новгород. Очерки из истории русскойкультуры XI - XV вв. с невполне понятным термином, обозначающим "стиль" и "прием" вышивки - "клопец", используемым (по статье) для имитации узора как на дорогой византийской ткани:

" Однако материал для роскошных светских княжеских одежд, как видно, не всегда употреблялся иноземный. Не вырабатывая этого типа тканей с лицевыми изображениями и сложными узорами ткацким путем, их, видимо, изготовляли иногда посредством ручного шитья шелками и золотом, почти в точности воспроизводя этой техникой рисунки и общий вид импортных тканей. Конечно, это могло иметь место только в больших культурных центрах.
В Новгороде имеется ценнейший подобного рода памятник, непонятый старыми описателями и исследователями: на древней (XII в.) фелони Антония Римлянина 1) находится
_________
1) Фелонь находилась ранее в Новгородском Антониевом монастыре, где ее описывали архим. Макарий и др. В настоящее время хранится в Новгородском музее.


-76-

кайма («подольник», по терминологии старых описей); это - узкая лента, шириною около 7 см, расшитая по фону синего шелка золотыми и цветными изображениями; непонятные обрывки этих изображений - головы, лапы, клювы, хвосты - при сопоставлении друг к другу отдельных участков ленты складываются в цельные изображения геральдических пар барсов, заключенных в круглые обрамления, и грифонов в овальных обрамлениях. Пропорции тех и других изображений относятся друг к другу как 1:2 (20 х 20 см размеры кругов и 20 х 40 см размеры овалов). Стилизованные животные расположены попарно, по сторонам дерева жизни, совсем как на ряде известных византийских тканей. При желании, среди последних можно найти почти полные аналогии нашему памятнику. Исполнена вышивка, несомненно, не в Византии, а у нас, на месте, о чем говорят и ее стиль, и [color=#FF0000]технический прием - популярнейший в древнерусском шитье «клопец»[color=#FF0000]. Мы имеем дело с ручным подражанием роскошным импортным тканям, которое было назначено, вероятно, для тех же целей, для каких употреблялись и они,- для светских одежд. Кусок вышитой материи, заключающий несколько повторений рапорта, разрезан по длине на три узкие ленты и употреблен для обшивки фелони. Это очень редкий памятник древнерусского светского шитья, имитирующего импортный текстиль.
Пример этот не является единичным. Нечто подобное мы имеем в наруче (обшлаге) одежды, сохранившемся на костяке кн. Владимира, основателя Софийского собора в Новгороде. Орнамент обшлага, вышитый крученым золотом по красной шелковой материи (кстати, тем же приемом, что и описанный выше памятник), почти в точности повторяет орнамент отмечавшейся нами выше византийской тканой ленты начельника княгини Анны, матери кн. Владимира. 1)"

Столкнулась с такими формулировками техники "клопец" в современном церковном золотном шитье:

1."В 16—17 вв. мастерицы подражали уже не иконам, а их драгоценным окладам. Ш. исполнялось почти исключительно золотыми и серебряными нитями, прикреплявшимися к ткани поперечны­ми стежками шелка. Различное расположение стежков создавало редкое многообразие фактуры поверхности Ш Известны швы «клопец» с простым переплетением нитей, «косой ряд» со стежками по диагонали, «городок» (стежки идут параллельными зигзагами), «ягодка» (шов в клетку) и другие — «денежка», «перышки», «черенок», «разводная клетка», про изводившие яркий декоративный эффект."
https://www.rah.ru/co...amp;wordId=4116

2."Богатство узора падало главным образом на одеяния и на фон, т.е. на «поле» вышивки. Иногда то и другое заполнялось выпуклым шитьем поверх натянутых веревок или «накладным» швом, т.е. пришиванием шелковой или золотой нити сверху вниз, составляя этим приемом разнообразный узор. Сияния (нимбы) вышивались «накладным», кованым или «пряденым» золотом, образуя квадратики (клопцы) или иные узоры. Жемчуг нанизывался клетками (рефилью) в «снизку», решеткой (в рясную), сеткой (фонариками) или в «сычку», когда сажались четыре жемчужины вместе, образуя крест." (https://www.pravoslav...092&Session=100)

Однако, на мой взгляд эти формулировки несколько противоречат друг другу: непонятно, что такое клопец - орнамент вышивки или техника шва. Если техника шва - то как может быть "простое переплетение нитей"?
Во стольном во граде Китеже
Не счесть жемчугов и знамен,
Расшитых златыми нитями
Руками прекрасных жён.
Каменьями драгоценными
Шелков тяготеет груз.
Коль княжества склонятся пленными –
Весь Китеж восстанет за Русь!

#2 human

human
  • Горожанин
  • 660 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск-СПб
  • Interests:Вышивка.

Опубликовано 15 Апрель 2008 - 20:54

https://www.13c.ru/fo...opic.php?t=1084
Вам сюда. На оставшиеся после прочтения вопросы с удовольствием отвечу.

#3 human

human
  • Горожанин
  • 660 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск-СПб
  • Interests:Вышивка.

Опубликовано 15 Апрель 2008 - 21:30

К вопросу о "клопце" как "популярнейшем приеме древнерусского шитья" и последующей идентификации вышивки.
"Клопец" (клопчик, рогожка) - это один из самых распространеных видов прикрепов, использовавшийся как в русском, так и в европейском и византийском шитье, не утративший своей актуальности в золотном шитье вплоть до настоящего времени.

Изменено: human, 16 Апрель 2008 - 11:16


#4 Tatyana

Tatyana
  • Горожанин
  • 37 Сообщений:
  • Location:spb
  • Interests:Литература, живопись, конный спорт, реконструкция

Опубликовано 16 Апрель 2008 - 00:38

Спасибо большое. Буду изучать.
Во стольном во граде Китеже
Не счесть жемчугов и знамен,
Расшитых златыми нитями
Руками прекрасных жён.
Каменьями драгоценными
Шелков тяготеет груз.
Коль княжества склонятся пленными –
Весь Китеж восстанет за Русь!




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых