Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Венцы московских государей


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
2 ответов в теме

#1 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 07 Март 2008 - 14:29

Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. - М., 1977. С. 44-49.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ. Как непременный атрибут венчания на царство передавался от государя к государю так называемый филофеевский крест, впервые упомянутый в духовной грамоте 1428 года великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. По существу предания крест или, как его иногда называли, икона, привезен митрополитом Алексеем в 1354 году от константинопольского патриарха Филофея великому князю Ивану, отцу Дмитрия Донского. Небольшой деревянный ящичек окован позолоченным серебром и украшен тонко прочеканенными медальонами и фигурами святых целителей – Кира, Пантейлемона, Косьмы и Дамиана. Крест создан византийскими мастерами в XII веке.

Из письменных источников известно, что ещё Иван Калита благословил на царство своего старшего сына золотой шапкой. Об этой шапке упоминает в своей духовной грамоте в 1462 году и Василий II. В 1498 году Иван III венчает ею на царство внука Дмитрия, считая, очевидно, необходимым подчеркнуть силу централизованной власти и возросшеую мощь Русского государства, сбросившего татаро-монгольское иго. С этого момента золотая шапка становится символом высшей государственной власти. При Василии III рождается легенда, будто бы прислал золотую шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху византийский император Константин Мономах. Правда, Константин умер за пятьдесят лет до того, как Владимир стал киевским князем, но не исключено, что шапку могли прислать в дар из Константинополя и после смерти императора. Легенда эта всячески поддерживалась, ибо она как бы подтверждала версию о преемственности власти русских князей и царей от византийских императоров. Начиная с 1498 года этой шапкой, получившей название «шапки Мономаха», венчались на царство почти все русские цари до Петра I.

К началу XVIII столетия в царской казне сохранилось семь царских венцов. Уцелели из них только два: шапка Мономаха и шапка Казанская.
Древнейшая часть шапки Мономаха – тулья – составлена из восьми золотых пластин, каждая из которых напоминает продолговатый равнобедренный треугольник с отсеченной вершиной. По краям пластин имеются дырочки, сквозь которые подшивалась к ним изнутри матерчатая основа. Все пластины украшены очень сложным сканым узором из тончайшей золотой проволочки. Специалисты считают, что пластины были изготовлены восточным ювелиром примерно в конце XIII – начале XIV столетия. Верхний колпачёк с крестом, драгоценными камнями и жемчугом был добавлен в XVI веке. Первоначально шапка имела жемчужные и золотые подвески [19]. Потом её опушили собольим мехом. Шапка Мономаха – уникальное произведение искусства. Характер орнамента и тонкость работы свидетельствуют о том, что местом её рождения могла быть Византия.

Второй венец – так называемая «шапка Казанская». С ней, как и с шапкой Мономаха, связано много легенд. Вероятнее всего, она была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году, и не исключено возможность, что создавали её прославленные казанские ювелиры, вывезенные Иваном Грозным в Москву. Произведение это несёт в себе и черты восточной работы и типично русские, московские мотивы.

Основа венца – чуть вытянутая золотая тулья – украшена тонким вычурным резным и черневым орнаментом, исполненным с подлинно восточным изяществом. В то же время опоясывают три ряда ажурных фасонных кокошников – «городков», столь распространённых и в русской архитектуре и в русском прикладном искусстве. Посредине каждого «городка» - большая жемчужина, или голубая бирюза, или розовый альмандин. Подбор камней характерен для восточных изделий. Золотую шапку венчал густо-красный камень – китайский шпинель. В 1627 году её заменили большим желтым топазом, а шпинель впоследствии использовали для венца царя Ивана Алексеевича.
По шапке Казанской можно судить о великолепии пяти утраченных венцов. Не случайно посол императора Максимилиана II канцлер Ян Кобенцль, посетивший Ивана IV в январе 1576 года, восторженно писал: «В минувшем году видел я короны, или митры, святейшего нашего господина в замке святого ангела… Видел корону его и всё одеяние короля католического… видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что всё сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел» [20].

Опубликованное фото
Шапка Мономаха. Конец XIII - начало XIV в.

Несмотря на страшную нищету и разорение в стране после польского и шведского нашествий, первой заботой царя Михаила Фёдоровича стало изготовление новых, соответствующих его положению регалий или, кК их тогда называли, «наряда Большой казны» (такое название родилось, возможно, потому, что Казенный двор, где хранились регалии, в XVII веке подчинялся приказу Большой казны). После долгих сборов золота и драгоценных камней, возможно, в 1627-1628 годах иноземные ювелиры кремлевских мастерских изготовили «государев Большой наряд» [21]. Исключительный по роскоши и ценности «наряд» включал венец, бармы или, как их называли, «диадима» - оплечье, украшенное запонами с драгоценными камнями и изображениями святых, и специальное одеяние – платно. Не исключено, что скипетр был выполнен на Западе и привезён в подарок московскому царю, а происхождение державы пока точно не установлено.
Церемония торжественного вручения скипетра при венчании на царство появилась в России, видимо, в годы Фёдора Иоанновича, последнего наследника дома Калиты. Держава как русская царская регалия впервые упоминается в заметках датского посланника Якоба Ульфельда, приезжавшего в Москву в 1576 году. На всех приёмах послов «яблоко государево» - держава – лежала на особой серебряной подставке рядом с царем. Бармы, или «диадима», заимствованы у Византии. На Руси их надевали князья при торжественных выходах. Древнейшие, хранящиеся сейчас в музее, относятся к XVII веку, но о них речь будет идти дальше. Как царская регалия впервые упоминаются они в 1498 году. Начиная с Ивана IV, бармы входят в официальный царский наряд вплоть до XVIII века.

Опубликованное фото
Шапка казанская. Россия. Середина XVI в.

Готовя «наряд Большой казны», иноземные мастера полностью подчинились требованиями и вкусам заказчика. Полусферическая золотая тулья нового венца окружена типично русским прорезное узорочье полностью отвечало новым московским вкусам и должно было, по мнению заказчиков, свидетельствовать о богатстве и мощи новой царствующей династии.
«Яблоко государево» представляет собой золотой шар, разделённый пояском на две равных половинки и увенчанный сверху высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части. В каждом сегменте – чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя. И держава и скипетр, состоящих из трёх соединённых столбиков, обильно украшены цветными камнями и эмалью.

Судя по сохранившимся до наших дней и опубликованным в 1884 году записям о каждодневных «выходах государей, царей и великих князей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича» [22]. К середине XVII столетия существовало уже пять венцов и барм различных степеней.

В зависимости от значимости посла или предстоящего торжества царь надевал ту или иную шапку. Ей соответствовали и бармы – от торжественных белых атласных, украшенных золотом и драгоценными камнями, до простых синих и фиолетовых, лишь расшитых золотой и серебряной нитью.

Характерно, что каждый правитель или обновлял регалии своего предшественника, или заказывал новые. Так, в 1657 году Алексей Михайлович повелел константинопольскому мастеру Ивану Юрьеву изготовить новые державы, скипетр, посох и бармы из золота с драгоценными камнями и эмалью преимущественно изумрудного цвета. Только за шесть больших золотых медальонов для барм мастеру заплатили восемнадцать тысяч триста двадцать пять рублей золотом. Хотя самый талантливый кремлевский ювелир не зарабатывал более сорока рублей в год. Английский посол Чарльз Карляйл, побывавший на приеме в Кремле в 1644 году, писал: «Мы были поражены при виде такого блеска и великолепия» Действительно это преисполнило нас восхищения, и блеск драгоценностей… нас ослепил так сильно, что мы почти потерялись среди этого бесподобного сияния света и славы…» [23]. И этот непрерывный рост роскоши и пышности двора проходил одновременно с кровавым подавлением народного восстания в Москве, с карательными экспедициями против измученных голодом и поборами крестьян.

Опубликованное фото
Шапка алмазная. Москва. 1682-1689.

В 1682 году для венчания на царство двух братьев – сопровителей, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, срочно изготовили «шапку Мономаха второго наряда». По форме она точная копия древнего венца, но тулья у неё гладкая, украшенная лишь камнями и жемчугом.
В 1684 году для немощного Ивана Алексеевича был изготовлен венец полегче – шапка алтабасная. К тулье из серебристой парчевой ткани прикреплены запоны в виде «городков» с эмалью и драгоценными камнями. «Городки» эти по форме и технике очень близкие к украшениям венца «государева Большого наряда».

В 1689 году для братьев Ивана и Петра были изготовлены две алмазные шапки. Только на венец Петра Алексеевича пошло более восемьсот алмазов. Они подобраны в сложный узор из цветов, листьев и двуглавых орлов. Всё это искрится, сверкает, вспыхивая синими, красными, желтыми бликами, поражая зрителей красотой и роскошью.

Художественный облик алмазных шапок и других творений кремлевских златокузнецов и Серебрянников конца XVII века наталкивает на мысль, что русское искусство этого периода, хотя и сохранило ещё свой средневековый характер, вместе с тем уже находилось под сильным влиянием новых, светских идей. Именно настойчивое стремление сделать реальную действительность главным предметом творчества становилось залогом нового, бурного расцвета русского искусства. Культурное веяние, рожденные крутыми реформами Петра I, значительно содействовали этому расцвету.
Реформы коснулись всех сторон русской жизни, включая даже торжественную церемонию венчания на царство. В 1721 году Петр I провозгласил Россию империей, как великую европейскую державу. В связи с этим был введен и обряд коронации с изменением форм государственных регалий. Перестали надевать бармы, заменив их специальной мантией. Шапку Мономаха уже не возлагали на голову царя, а несли впереди в торжественной процессии.

Снимок не из статьи:

Опубликованное фото
Шапка Михаила Фёдоровича. 1627.

[19] С. Герберштейн, указ. соч., стр. 32.
[20] «Вестник Европы», 1820, т. 113, стр. 196.
[21] В «Большой наряд» входили и саадаки и сабли да не по одному экземпляру. Ещё не все вещи Большого наряда атрибутированы исследователи.
[22] П. Строев, «Выходы государей, царей и великих князей...», М., 1844.
[23] Е. Смирнова, Оружейная палата в Кремле, М., 1971, стр. 61.
[24] Г.Л. Малицкий, указ, соч. стр. 512.
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#2 Igla

Igla
  • Горожанин
  • 103 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Самара, КИР "Достояние"
  • Interests:рисование, живопись, дизайн, литье, история, фехтование, музыка.

Опубликовано 07 Март 2008 - 15:29

В 1498 году Иван III венчает ею на царство внука Дмитрия, считая, очевидно, необходимым подчеркнуть силу централизованной власти и возросшеую мощь Русского государства, сбросившего татаро-монгольское иго

Я, что с ума схожу? Какой такой внук Дмитрий у Ивана III?
Ставь перед собой только нереальные цели и ты их добьёшься! (я)

#3 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 615 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 07 Март 2008 - 16:12

Ну зачем же с ума сходить, с ума сходить не надо.

По всей видимости, имеется ввиду внук Дмитрий, сын Ивана Молодого, великий князь Владимирский (1498-1502).

https://www.hrono.inf...eanl_rk_39.html
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых