Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Техника вышивки


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
5 ответов в теме

#1 Tverdislav Kolomenskiy

Tverdislav Kolomenskiy
  • Старожил
  • 1 081 Сообщений:
  • Location:Коломна

Опубликовано 07 Январь 2008 - 12:05

Добрый день. Воспользовавшись поиском нашёл много интересного материала по лицевому и золотному шитью. Вопрос такой: Кроме этих видов дорогой вышивки и пришивной тесьмы существовала ли какая-то другая техника вышивки? Гладь например, счётная гладь? Буду крайне признателен за любую информацию по этой теме.

#2 Alyena

Alyena
  • Старожил
  • 1 091 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Великий Новгород
  • Interests:Историческая реконструкция, моделирование, ролевые игры. Русь и ее соседи в XIV-XV вв.

Опубликовано 07 Январь 2008 - 13:50

https://archcostume.narod.ru/
Здесь есть археологические находки обрывков ткани с вышивкой. Тверская археология.
Есть у реконструкции начало, нет у реконструкции конца
Alyena

#3 Nickolas

Nickolas

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 354 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:г. Москва, Зеленоград
  • Interests:Древняя Русь, XIII - XV вв.
    клуб Русская Земля.

Опубликовано 07 Январь 2008 - 14:45

2 Tverdislav Kolomenskiy

Для начала, необходимо определится с терминологией. Пока похоже, что Вы с этим не разобрались совершенно.

Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками изображений святых, библейских евангельских сюжетов. То есть определение "лицевое" связано с сюжетом вышивки.

Золотным шитьем обычно называется вышивка золотой или серебряной нитью. То есть определение "золотное" связано с материалом, которым выполняется вышивка.

Гладь, или счетная гладь - конкретные виды швов.

Насколько я понимаю, Вас интересуют именно виды швов.

По результатам раскопок некрополя г. Суздаля (кон. XI - нач. XII веков) в статье М.А.Сабуровой и А.К.Елкиной "Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г. Суздаля" написано следующее:

Шелковые ткани украшались древнерусскими мастерицами вышивкой. Воротники или их детали вышивались металлической и шелковыми нитями. Пряденое золото византийского производства, которым вышиты найденные украшения одежды, характеризуется определенными техническими особенностями: оно делалось из полосы золоченого серебра, накрученной на шелковую основу, причем и нити шелковой основы и металлическая оплетка окручены в одну и ту же сторону круткой - " S ". Шелковые нити, используемые для вышивки, были слабо кручеными также крутки - " S ". Цвет нитей был разным. Среди них удалось выделить нити красного и синего цвета.
Цветным шелком создавали контур будущего орнамента. Его шили стебельчатым швом, причем нити шва могли быть контрастными по отношению к цвету (курган 74,71, погр.3 Бескурганного могильника), а могли быть и в тон ткани (погр. 2 Бескурганного могильника, курганы 55, 73, II). Внутри стебельчатого шва в отдельных местах узор заполнялся шелковыми нитями в технике "гладь", при этом цвет нитей по отношению к цвету ткани чаще был контрастным (курганы 11,74).
Основной узор шитья создавался пряденым золотом техникой "в прокол" известной как в Византии, так и в других европейских странах.
Петельки золотной нити, протянутые с лицевой стороны на изнаночную с помощью крючка, закреплялись шелковой или льняной нитью. Кое-где нити закрепа сохранились (курганы 73, 74, 87). С лицевой стороны шов, застилащий орнамент внутри контура, заполнялся по-разному, причем су¬ществовало только два типа швов. Наиболее распространенным способом заполнения узора был шов, при котором середине стежка одной нити приходилась на точку закрепа соседнего стежка, создавая при этом блестящую поверхность глади. Вытяжка петель на оборотную сторону делалась при этом в шахматном порядке. Таким обрезом шит орнамент внутри контурного шва на большинстве суздальских изделий.
Другой способ золотного шитья связан с особым способом укладки нитей на лицевой стороне "в елочку". При таком шве протянутые на изнанку золотые нити закреплялись на всех поворотах уложенной нити. Такая укладка нитей известна по шитью "в настил" ХVII века, когда она называлась "перышки". Вариантом такого шитья можно считать шов разделительной полосы, вышитой на воротнике с орнаментом в виде лунниц (погр. 3, Бескурганного могильника). Она вышита по стыку краской и синей ткани. Золотные нити уложены перпендикулярно полосе шитья и образуют как бы "зигзагообразную линию", закрепленную по сторонам последней. Это единственный случай такого шва в нашей коллекции. Все остальные полоски, разделяпцие орнамент, шиты в 3-4 золотные нити, параллельно уложенные вдоль узора.
Среди находок некрополя г. Суздаля найден также воротник шитый золотной нитью "в прикреп" (курган 71). При этой технике золотную нить укладывает (настилают) только на лицевой стороне и в отличие от техники шитья "в прокол" прикрепляют видимой с лица шелковой нитью. Закреп в этой технике образует геометрический орнамент по золотному настилу. Такой способ шитья имитирует драгоценные парчевые ткани или тканые ленты.
Долгое время техника шитья "в прикреп" оставалась известна лишь по позднему шитье "на аксамитное дело" ХVI-ХVII веков. Эта техника славилась как "русское шитье". Одним из ранних образцов такого шитья является воротник из кургана 71, где "в настил" вышиты круги. Шитьем "в прикреп" украшали в древней Руси воротники и очелья головных уборов. Об этом говорят находки их в курганах Московской, Ярославской, Рязанской и других областях. Найдены они были и в Киеве в тайнике Десятинной церкви, а также на городищах Шаргород и Райковецком.
Древним суздальцам было знакомо, и низанье жемчугом. В кургане 71 орнамент из кругов был как бы оправлен жемчугом. Техника шитья жемчугом производилась путем закрепления на ткани нити с нанизанными жемчужинами. Это единственный об¬разец жемчужного низанья в нашей коллекции.
Среди различных способов украшения шелковых тканей встречено и шитье трунцалом, т.е. золотной нитью, накрученной тугой спиралью на толстую шелковую основу. Трунцалом вышита простейшая плетенка на воротнике из погребения I кургана 50. Плетенка образована двумя спиралями и напоминает как бы растянутую веревочку. Она пришита к ткани шелковой нитью "в прикреп" в женском погребении 2 кургана 93 из трунцала сплетены петли для застежки воротника.


С уважением,
Николай.
КИР "Русская Земля".
https://vk.com/ruszem

#4 Tverdislav Kolomenskiy

Tverdislav Kolomenskiy
  • Старожил
  • 1 081 Сообщений:
  • Location:Коломна

Опубликовано 07 Январь 2008 - 21:39

Спасибо огромное. Меня мои мастерицы попросили найти информацию, а я, как Вы верно заметили, в этом вопросе абсолютный профан.

#5 human

human
  • Горожанин
  • 660 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск-СПб
  • Interests:Вышивка.

Опубликовано 08 Январь 2008 - 14:35

Я позволю себе немного дополнить и проиллюстрировать процитированный материал...

Начнем с типов крепления нити. Русская терминология вышивки различает их три:
1. На проем
2. В прокол
3. В прикреп
В принципе, все элементарно: второй и третий типы – это прикрепы. В европейской терминологии термин «в прокол» соответствует термину “underside couching”, а «в прикреп» термину “surface couching”. Все остальные типы швов (как швейных, так и вышивальных) по способу крепления нити относятся к первому типу, т.е. «на проем».

С протягиванием «петель на обратную сторону ткани с помощью крючка» - это загадочный технологический прием, больше напоминающий первоапрельскую шутку. На практике, протягивание нитки на изнанку осуществляется иглой и ниткой прикрепа. Описывать процесс без поясняющих фотографий не имеет смысла, поскольку описание получится длинным и запутанным. В целом, вышивка «в прокол» технологически достаточно сложна и требует наличия некоторых навыков.

Что касается упомянутых «всего двух видов швов», то нелишне будет упомянуть, что при вышивке «в прокол» рисунок прикрепов образуется за счет рельефности металлической нити, соответственно схема прикрепов должна быть достаточно простой, чем и ограничивается выбор из богатого ассортимента прикрепных швов. Описанный шов это «клопец» («клопчик» или «рогожка»).

Теперь немножко о терминологии.
«Золотная» и «пряденая» нитки – это синонимы. Исторически у «пряденой» нити есть еще один синоним – «скань». Однако в настоящее время, этот термин употребляется для конкретного вида нити.
«Трунцал» - то, что описывается под данным названием в настоящее время так не называется. Трунцал – это канитель из плоской проволоки.

Рассуждения на тему разницы между швами «елочка» и «перышки» интересны будут, пожалуй, только практикам, поэтому вполне достаточно, если эти швы не будут смешивать.

Что касается практических азов вышивки – www.ubrus.ru и периодические издания мастерской. На сайте интерес представляет статья Катасоновой о «вышивке домонгольского периода».
Первый из журналов можно скачать на сайте. Содержащуюся в нем статью Е.В. Калининой о «технике вышивки», конкретно часть посвященную практике, читать и, тем более, принимать к сведению не рекомендуется.

Изменено: human, 10 Март 2008 - 21:18


#6 Posadnik

Posadnik
  • Горожанин
  • 32 Сообщений:
  • Location:Самара, ВИК "Легенда"

Опубликовано 02 Июнь 2008 - 22:29

Помогите, пожалуйста, узнать об этой вышивке XII века, г.Владимир. Картинка взята из книги А.С.Гущина "Памятники художественного ремесла Древней Руси X-XIIIвв." 1936 г. выпуска. Там информация достаточно неполная.

Прикрепленные миниатюры






0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых