Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

башмаки на 11-12в


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
4 ответов в теме

#1 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 23 Июнь 2007 - 12:39

Хочу сшить вышитые башмаки к платью на 11 век, но наткнулась на то, что у меня много вариантов вышивок на 12 и 13 век, а 11 или рубеж 11-12 нет, решила, что вообще не вышивали до 12 века оказалось, вроде, вышивали. Нашла такую цитату:

"В Х-ХIII вв. башмаки украшали более разнообразной вышивкой. Преобладал растительно-геометрический орнамент. Найдены башмаки с узором не только в виде побегов, кринов, представляющих растительно-травчатый орнамент (табл. 70, 12,13), но и с узором в виде ромбов (табл. 70, 9), кругов (табл. 70, 7) и стреловидных фигур (табл. 70, 13). Вышивали шерстяными, льняными и шелковыми нитками. Их красили в красный, зеленый и другие цвета. Контуры рисунка вышивали швом "назад иглой", или, как его еще называли, "веревочкой"".

Взята с портала "Русская Цивилизация":
http://www.rustrana....e.php?nid=28275

Если у кого есть варианты вышитых башмаков на 11в или рубеж 11-12вв, поделитесь пожалуйста.
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#2 Maxim Stanislavich

Maxim Stanislavich
  • Эксперт
  • 1 614 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Рига
  • Interests:повседневная жизнь на Руси

Опубликовано 24 Июнь 2007 - 19:33

Сведения вообще:


Изюмова С.А. К истории кожевенного и сапожного ремёсел Новгорода Великого//Материалы и исследования по археологии СССР N65, С. 202-205:

Мягкие туфли

Второй тип новгородской обуви - мягкие туфли - характеризуется мягким, свободным покроем и пришивной подошвой. По форме такие туфли напоминают современные детские пинетки (обувь для самых маленьких), только с одним передним разрезом и стоячими или слегка отогнутыми бортиками. У большинства экземпляров такой обуви вокруг щиколотки был стягивающий кожаный ремешок, продевавшийся через ряды вертикальных прорезей и завязывавшийся спереди, на подъеме (рис. 3, 1, 5). Внешняя поверхность туфель была гладкой или украшалась узорами, нанесенными тиснением, вышивкой, резьбой.
В зависимости от назначения данного типа обуви употреблялся различный по качеству материал. Плотная, толстая кожа яловка шла на более простые туфли, без каких-либо украшений. Это была, вероятно, повседневная обувь ремесленников, крестьян. Мягкая, более тонкая кожа употреблялась на пошивку ажурных, дорогостоящих туфель. Как простые, так и ажурные туфли выкраивались точно по длине и ширине ноги с небольшим припуском на швы.

Верх большинства простых туфель составлялся из нескольких кусков кожи, сшитых потайным тачным швом. Количество таких кусков - от 2 до 4 (рис. 3, 5). Встречались отдельные экземпляры, выкроенные из целого куска кожи (рис. 4, 2-5, 13) или с небольшой вставкой (рис. 3, 1, 3). У заготовок, выкроенных из одного куска, сзади не было шва; он помещался сбоку.
После того как верх обуви сшивался, к нему с изнанки прикреплялась потайным швом подошва. От кривизны нижней части задних половинок верха туфель зависела форма пришиваемой подошвы. В том случае, если половинки были с прямым краем, к ним пришивалась обыкновенная подошва (рис. 4, 12). При округлых краях заготовок подошва имела узкую пятку с загнутым кверху концом. Последний вшивался в пространство между краями заготовок и являлся своеобразным задником (рис. 3, 2, 4). Острый конец подошвы соединялся с верхом потайным швом с припуском на край. Такие подошвы имели совершенно симметричную форму.
После прикрепления подошвы к верху последний также выворачивали и расправляли на широконосых правилах. Среди рассмотренных подошв были и сшивные из двух и даже трех частей. У простых мягких туфель отмечены случаи скрепления бортиков верха кожаными ремешками. Простая мягкая обувь в большинстве случаев изготовлялась без подкладки. У некоторых экземпляров края бортиков подшивались внутрь.

Среди найденных образцов готовой обуви было несколько отличающихся от общей массы своим необычным покроем и большими размерами (рис. 3, 7, 8). Спереди у таких туфель вдоль подъема был разрез, который стягивался кожаным ремешком. Выкраивались они почти из целого куска, всегда сшивавшегося сзади. Вокруг щиколотки ремешка не было. Судя по размерам, эта обувь принадлежала взрослым мужчинам. Длина ее – 25-28 см, высота – 12-16 см.
Небольшие размеры большинства мягких туфель (длина - от 10-15 до 20-22 см, высота – 7-10 см) свидетельствуют о том, что эту обувь носили главным образом женщины, подростки и дети.
Основное отличие ажурных туфель от простых заключалось в отделке внешней поверхности и частично в покрое (рис. 4). Носок ажурных туфель был слегка загнут и приподнят. Достигалось это тем, что на конце головки делался небольшой продольный разрез длиной 1-1, 5 см, в который вшивалась передняя заостренная часть подошвы. Красивое внешнее оформление и небольшие размеры (длина – 10-21 см, высота – 5-9 см), соответствующие размерам женской и детской обуви,
позволяют предполагать, что такие туфли носили дети, подростки и женщины.
Вся ажурная обувь была с подкладкой, которая очень аккуратно пришивалась к верхнему внутреннему краю бортиков без сквозного прокалывания кожи. В найденных экземплярах подкладка не сохранилась, так как она была сделана из ткани, но следы ее в виде отдельных проколов хорошо прослеживаются.

Внешнее оформление ажурных туфель производилось в раскрое, до окончательного изготовления обуви. Можно выделить несколько приемов украшения такой обуви.
Простейший прием - нанесение на центральную часть головки узора из 3 параллельных линий. Последние имели зигзагообразные, неровные края и выполнялись мелкими штампами, которые не прорезали кожу насквозь, а делали только насечки. Этим приемом украшалась обувь с XII в. Кроме поверхностных резных линий, были и сквозные. Их нарезали острым ножом в виде параллельных рядов, идущих вдоль головки.
В дальнейшем резные линии начали сочетать с вышивкой и тиснением. Узоры по-прежнему были только в центре головки. Вышивка и тиснение помещались между рядами прорезных линий. На дошедших до нас изделиях от вышивки остались только следы сквозных проколов иголкой. Первоначально на этом месте располагались, вероятно, ряды крестиков или сложный сетчатый узор.

Вышивка обуви шерстяными и шелковыми нитками была излюбленным приемом украшения обуви у новгородцев; появилась она в X-XI вв. Остатки ниток часто можно видеть на поверхности кожаных изделий. Узоры вышивок состояли из различных сочетаний крестиков, зигзагов, треугольников и др. В XII в. - начале XIII в. вышивка головки усложнилась. Ряды параллельных проколов иглой сочетались со всевозможными завитками, которые заходили на боковые стороны туфель.
К XIII в. относится расцвет ажурной расшитой обуви. Вся поверхность ее покрывалась тончайшими растительными и геометрическими узорами. Среди первых можно видеть роскошные лилии, переплетающиеся стебли растений, бутоны и т. п. (рис. 4, 6, 8, 13; рис. 8, 2). Из геометрических узоров встречались целые пояски зигзагообразных или волнистых линий, плетенка в виде восьмерок, ряды концентрических кругов и др. (рис. 4, 7, 11).

В древнем Гродно в слоях XII-XIII вв. была найдена кожаная обувь, аналогичная по закройке и пошивке новгородским мягким туфлям. Поверхность головок гродненских туфель также украшалась вышивкой [67]. Расшитые нитками туфли, тождественные по крою новгородским, найдены в Пскове [68], Смоленске [69] и Старой Ладоге [70].

На ажурных новгородских туфлях встречены и тисненые узоры. Самые ранние образцы обуви с подобными рисунками относятся к XI-XII вв. На Ярославовом Дворище в 1948 г. был найден тисненый кошелек, датируемый концом X в. Таким образом, данный прием украшения кожи появился раньше XI в., - очевидно, в X в. Но наибольшее количество тисненых изделий относится к XIV-XV вв.
Большинство тисненых узоров, выполненных древними новгородскими мастерами, отличалось плоскостностью изображений, едва заметных на поверхности кожи. Чаще всего на изделия наносились ряды параллельных или пересекающихся линий, завитков, реже - сложные растительные узоры.
Тисненые изображения различались по способу нанесения. Одни из них состояли из треугольных отпечатков очень мелкого зубчатого штампа (рис. 11, 4, 7), другие - из сплошных линий (рис. 11, 14), третьи - из чешуек (рис. 11, 13). Судя по новгородским тисненым узорам, они нанесены или, вернее, «оттиснуты» жесткими штампами, а не отпечатками толстых нитей, как считает М. Г. Рабинович [71]. В пользу высказанного нами предположения говорят и сами отпечатки, расположенные только на лицевой поверхности кожи. Дальнейшее накопление археологического материала поможет найти «жесткие» штампы для тиснения и объяснит очень интересный технологический процесс.

Среди кожаных изделий Новгорода встречались и такие, на поверхности которых был вырезан «псевдотисненый» узор в виде чешуек [72].

Рис.3: http://photofile.ru/.../#mainImageLink
Рис.4: http://photofile.ru/.../#mainImageLink


P.S.: более крупная картинка из книги «Древняя Русь: быт и культура»: http://photofile.ru/.../#mainImageLink (увеличивается как и две предыдущие картинки)
Как бы молодцу узорчатый кафтан,
На сапожки с красной опушью сафьян,
На порты бы мухояровый камлот,
Любовался бы на молодца народ.

Н.А. Клюев

#3 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 25 Июнь 2007 - 11:01

Вышивка обуви шерстяными и шелковыми нитками была излюбленным приемом украшения обуви у новгородцев; появилась она в X-XI вв. Остатки ниток часто можно видеть на поверхности кожаных изделий. Узоры вышивок состояли из различных сочетаний крестиков, зигзагов, треугольников и др.


Очень Спасибо :(, если не найду фотографию копаной туфли с вышивкой на 11в, буду делать с вырезаным орнаментом.
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#4 Annyta

Annyta
  • Горожанин
  • 82 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Хабаровск

Опубликовано 11 Сентябрь 2007 - 15:57

в общем вот, что вышло.

туфли женские. Материал: кожа, шелк
http://foto.mail.ru/...tenkih/2/3.html
http://foto.mail.ru/...tenkih/2/4.html

источник Туфли конца 11 в Ст. Руса
http://foto.mail.ru/...tenkih/2/6.html
Не надо принца набелом коне!... Коня ставить негде. ;-)

#5 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 12 Сентябрь 2007 - 11:55

Очень здорово получилось!
На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых