Перейти к содержимому


Фото

Лодочный поход 2007


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
34 ответов в теме

#1 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 28 Май 2007 - 11:51

Завершился "Лодочный поход 2007", который проходил на территории Новгородской области с 20 по 26 мая. Маршрут - оз.Коробожа-р.Удина-р.Ямница-оз.Ямное-р.Ситница-оз.Ситное-оз.Шерегодро-д.Кончанское-Суворовское. Суммарная протяженность маршрута - ок.100км (96 км по GPS :) ).

route.jpg

Короткие общие выводы.
0. "Усталые, но довольные пионеры вернулись из похода..."
1. Маршрут пройден полностью, в срок и успешно...
2. р.Ямница - это реальный экстрим. ...и туда, и обратно...
3. Король-бобер побежден.
4. Бобры - бодры, за что им почет и всякое уважение.
5. Только финно-угры и славяне могли лезть в такие дебри...
6. Мне было приятно идти вместе в вами :).

Короткие выводы по делу.
1. Полностью автономный переход, скорее всего, невозможен.
2. Аутентичное питание на всем протяжении перехода - осуществимая реальность. НО - отказ от современных привычек может привести к катастрофическим последствиям (я имею в виду курение+утренний кофе+шоколад). "Ломки курильщика" нарушат моральный климат и уничтожат слаженность работы коллектива.
3. Кожаная одежда - защищает только от ветра. Скорость намокания и сушки несоразмеримы: сушить кожу намного дольше, чем шерсть или лен.
4. Двойной комплект одежды - жизненная необходимость. Лучше - тройной. Один комплект должен быть постоянно сухим.
5. На столь малых речонках и на лодках с имеющимися размерными характеристиками (длина 6-6.5м) вверх по течению можно подниматься лишь на 10-13 км в день (8-10 часов хода). Вниз по течению можно пройти больше, но это очень жестко зависит от конкретных навигационных условий и, к сожалению, непредсказуемо.
6. Выделенная камбузная команда - жесткая необходимость. После 10км протаскивания лодок через перекаты у гребцов сил хватает лишь на сбор дров и разведение огня. У некоторых не хватало сил даже на то, чтобы поесть. Хотя, у тех же хватало сил, чтобы сыграть в новую игру "Сушилка".

Мои фотографии (в основном пейзажи, впрочем - весь экшн я снимал на видео :)...) здесь:
https://photofile.ru/...s/godi/2730643/
https://photofile.ru/...s/godi/2730774/
Главное - учет и контроль.

#2 wert

wert
  • Горожанин
  • 510 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 28 Май 2007 - 12:51

Круто. Вот это и есть реконструкция. в отличие от многого остального. Особенно заинтересовал километраж. На нескольких фотографиях почему-то присутствуют дженщины.
археология делится на три этапа:
1-ый - надо найти что-то жутко древнее.
2-ой - надо понять, что нашел.
3-ий - доказать другим, что нашел именно то, о чем говоришь

#3 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 28 Май 2007 - 12:57

А как же мы без камбузной команды????? Кто ж нам кушать-то будет готовить????? А также мешать превратиться в грубую казарму :)...

В поход ходили 17 человек, из них 3 барышни.

Я по результатам третьего уже похода прихожу к суровой и жесткой мысли - каждый регион может быть охарактеризован судами вполне определенного типа (и для региона самого жесткого перехода мы их видели - но было лениво вылезать на берег фотографировать), которые оптимальны для региональных условий навигации.

Если упрощать эту мысль - не было Гокстадов на Ильмене (и, скорее всего, на Ладоге), и уж тем более южнее.
Главное - учет и контроль.

#4 wert

wert
  • Горожанин
  • 510 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 28 Май 2007 - 13:11

Во во. По ходу, даже Днепр не был предназначен для прохождения крупных судов - только относительно небольшие лодки. И вся эта эллегия о дракарах в Восточной Европе вызывает только умиление. Остро стоит вопрос об обслуживании тех многочисленных торговцев, которые проходили через наши территории по транзитным путям (это не в связи с женщинами:)).
археология делится на три этапа:
1-ый - надо найти что-то жутко древнее.
2-ой - надо понять, что нашел.
3-ий - доказать другим, что нашел именно то, о чем говоришь

#5 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 28 Май 2007 - 13:23

А вопрос на обслуживание имеет вполне четкий ответ :)... Только надо немного поразведать и доказать :)...

Ответ прост - деревни/хутора по трассе маршрута. Обновление запасов так сказать. Место, где обогреться и просушиться и т.п. Возможно, это входило в систему договора и гарантий... (речь о раннем средневековье, естественно). Соответственно, каждые 20-40км (для каждого региона свои цифры будут) должны быть поселения: либо существующие и поныне, либо их остатки). ГИС-аналитика рулит :)...

И, безусловно, некоторые моменты сейчас мешают... Мы сейчас не можем пить воду из рек - рискованно (желудки не те, да и вода кое-где тоже). Соответственно, надо везти с собой - а это уйма места, и, зачастую еще и чуждая эпохе тара. ЛЕсная зона не знает фляг (которые есть у Степи) именн по этой причине.

По моему личному убеждению (основанному на знании ТТХ скандинавских судов, знании условий навигаций в районе оз.Ильмень и 3 годам использования лодок в другом регионе), максимальный размер судна, которы мог добраться до Новгорода - 10-15м длиной, а чтобы двигаться дальше - максимум 8-10метров. При этом я с трудом себе представляю проводку такого судна через пороги... - это весьма жесткая штука.
Главное - учет и контроль.

#6 wert

wert
  • Горожанин
  • 510 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 28 Май 2007 - 13:38

Именно это и интересно: наличие мелких обслуживающих путевых пунктов (специализированных? случайных? какой материал там должен откладываться? можно ли их вообще проследить?).
и по поводу пункта 6 из первого поста: а ведь у тех недалеких предков еще хватало сил вломить кому-нить при случае по мере необходимости:))))
археология делится на три этапа:
1-ый - надо найти что-то жутко древнее.
2-ой - надо понять, что нашел.
3-ий - доказать другим, что нашел именно то, о чем говоришь

#7 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 28 Май 2007 - 14:00

Я сомневаюсь, что населенный пункт 10 века из 3 дворов может быть прослежен археологически... 8( Более того, думаю, что для подобных точек однозначно существует континуитет места, т.е. сейчас там располагаются/располагались деревни - что подразумевает уничтоженность слоя.

Вероятно, населенные пункты раличались по назначению. Если это деревенька/хутор, который обеспечивает теплом и едой - это одно: и отложится там то же самое что и в любом сельском памятнике - преимущественно горшки :); а вот ремонт или долгосрочная стоянка - дело несколько иное - это уже отдает поселением городского уровня.

к п.6... Это в том случае, если не было договора о "мире в стране"... И опять же - в зависимости от навигационных условий. Пройти 12 км за 2.5 часа против несильного течения по глубокой речке - не проблема, но те же 12 км могут обернуться и 8ю часами движения на мелкой речонке. И как раз после этого вломить уже не получится. Либо идет совершенно иное распределение нагрузок - незадействованная в волоке мини-группа или группа охранения и т.п.
Главное - учет и контроль.

#8 wert

wert
  • Горожанин
  • 510 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 28 Май 2007 - 14:54

Какие-то пункты ловятся. По северу Холопий, Новые Дубовики, Шкурина Горка.
Для Смоленского Поднепровья В.С. Нефедов проследил в свое время целую инфраструктуру из нескольких пунктов по водным путям, подводящим к Гнездово – как правило обычные сельские памятники, но содержащие какие-либо единичные «осколки дружинной культуры» (на уровне случайно выпавших в слое вещей, или одиночных погребений с оружием (путевых?)).
Кроме того, есть целая колекция топонимов, связанных с разными узлами речных путей, имеющих в основе корень «волок/переволок» и производные от них – не спроста. Хаукаль и Идриси указывают 20 стоянок на сухопутном пути из Булгара в Киев – часть из них отождествима (Ромны/Липовое).
Это я к тому, что путем таких экспериментов можно предположить, например, частоту (необходимость) таких пунктов буквально в километрах, что очень интересно. А прослеженный археологически населенный пункт из трех дворов - ситуация конечно уникальная, но возможная - вспомним Сарское -2, где и долговременных построек-то нет:))

Изменено: wert, 28 Май 2007 - 14:55

археология делится на три этапа:
1-ый - надо найти что-то жутко древнее.
2-ой - надо понять, что нашел.
3-ий - доказать другим, что нашел именно то, о чем говоришь

#9 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 28 Май 2007 - 15:40

Холопий наверняка несет несколько функций. И, мне, как местному :), кажется, что основная - контроль за водным путем. Рюриково городище - с юга, а Холопий - с севера. На южном отрезке Волховского пути таких точек несколько.
Главное - учет и контроль.

#10 Moroshka

Moroshka
  • Горожанин
  • 60 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:ЦИР "Аустрвегр", Москва
  • Interests:Прядение, вязание, музыка. Организация бабнатингов и спасение мира.

Опубликовано 29 Май 2007 - 16:52

Фотографии хорошие, да и вообще очень интересно :).

#11 Tverdislav Kolomenskiy

Tverdislav Kolomenskiy
  • Старожил
  • 1 081 Сообщений:
  • Location:Коломна

Опубликовано 30 Май 2007 - 11:34

Фотографии и сам переход отлично!
Мои ребята загорелись не по детски. Двое из гребли, двое из парусного спорта, один байдарочник, теперь меня пинают - "тоже хотим".
Такой наивный-наивный вопрос, а откуда берутся такие антуражные суда? Можно ли приобрести-заказать? Заранее прошу прощения за дилетанский подход.

#12 Fedor

Fedor

    Городской советник

  • Модератор
  • 1 378 Сообщений:
  • Location:Москва

Опубликовано 30 Май 2007 - 15:03

Могу только предположить, что их кто то строит....
Для обозначения вещи непонятного назначения слова начинающиеся на "х-" или "б-" и/или заканчивающиеся на "-ня" и на "-нь" таки не приветствуются.(с) Maija

#13 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 30 Май 2007 - 16:28

Краткий отчет Хаваля (с картинками): https://haval.livejou....com/13115.html

Подобные лодки строят. Вариантов несколько - заказать у мастера или построить самим. Любая деревянная лодка (в особенности в аутентичном варианте) - большая-большая нагрузка на личное время и карман.

У нас практически нет затрат на хранение, но огромны затраты на подготовку к навигационному сезону: смола, конопатка и т.д и т.п. Удовольствие, конечно, все перекрывает :), но все же надо сто раз подумать, прежде, чем заводиться с лодками.
Главное - учет и контроль.

#14 Pal Yelets

Pal Yelets
  • Старожил
  • 1 088 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Россия, г.Елец
  • Interests:Раннее средневековье 9-11в., городовые стрельцы 17в.

Опубликовано 31 Май 2007 - 21:01

Адресок, телефон мастера не подкинете?
А то в наших краях они как класс вымерли пятьдесят лет назад.
Имеем острую нужду в плавсредствах. Пару точно возьмём, может и больше. От цены зависит.

"Пора бы давно понять, что ВИКИНГ - это профессия...." (с) Godi :)
 


#15 Godi

Godi

    Городской советник

  • Модератор
  • 2 039 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Новгород Великий
  • Interests:Археология средневекового города. Повседневная жизнь эпохи раннего средневековья.

Опубликовано 01 Июнь 2007 - 10:03

Заказывали не сами - прямого контакта нет.
Главное - учет и контроль.

#16 Pal Yelets

Pal Yelets
  • Старожил
  • 1 088 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Россия, г.Елец
  • Interests:Раннее средневековье 9-11в., городовые стрельцы 17в.

Опубликовано 02 Июнь 2007 - 22:11

Контакт того кто заказывал? :(
Нам как говорится, коготок увяз - всей птичке пропасть. Тока зацепиться ;)

"Пора бы давно понять, что ВИКИНГ - это профессия...." (с) Godi :)
 


#17 druzhinnik

druzhinnik
  • Старожил
  • 1 803 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Самара, ВИК "Легенда"

Опубликовано 02 Июнь 2007 - 22:39

Любая деревянная лодка (в особенности в аутентичном варианте) - большая-большая нагрузка на личное время и карман.

1000%!!! у нас был ял. мы его восстанавливали из каркаса.
в хозяйстве- капризней порося!!! :())))))

#18 bogdanovap

bogdanovap

    Академик РАЕН

  • Горожанин
  • 266 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:История России с древнейших времён до Петра I

Опубликовано 05 Июнь 2007 - 02:42

Поздравляю!
Замечательный поход, и выводы ценные.
Перевозку питьевой воды в пластике (замаскированном) надо допускать так же, как швартовку к теплоходу на шлюзах или объезд инженерных сооружений на камазе: ну не было в старину шлюзов, так же, как непитьевой воды в речке!
Женщины на судах, видимо, были. По крайней мере в момент, когда нам стал известен состав отдельных команд (у первопроходцев Восточной Сибири и Дальнего Востока), дамы на судах есть: любимые ясырки (которым заказывали обновки аж с Русского Севера на Анадырь), они же поварихи-прачки-швеи, переводчицы (как в страшном случае с Михаилом Стадухиным, когда такая фря отказала атаману на его же коче) и вообще... "Чтобы господа офицера не впадали в свинское состояние".
Однако по километражу первопроходцев, даже в гору (с Енисея на Лену) они ходили быстрее (если учесть охоту, описанную в источниках стационарную торговлю и зимовку). Я не к тому, что надо перенапрягаться, а вот навыки, типа полученных в этом походе, могут помочь приблизиться к предкам.
Зауважать пращуров они явно заставили!
С уважением
Андрей Петров сын Богданов

#19 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 05 Июнь 2007 - 04:27

Перевозку питьевой воды в пластике (замаскированном) надо допускать так же


Вам слово "анкерок" ничего не говорит? Непитьевая вода была в море.

#20 bogdanovap

bogdanovap

    Академик РАЕН

  • Горожанин
  • 266 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Москва
  • Interests:История России с древнейших времён до Петра I

Опубликовано 05 Июнь 2007 - 14:17

Вам слово "анкерок" ничего не говорит? Непитьевая вода была в море.

Речь очень конкретно идёт о реках и озёрах с судами далеко не морских масштабов.
С уважением
Андрей Петров сын Богданов




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых