
Ширина, цвет и виды ткани Средневековья
#1
Опубликовано 21 Февраль 2007 - 15:54
Я купила алое дорогущее итальянское чистошерстяное сукно на княжескую приволоку для Мишки.
И задумалась.
Сначала я собиралась использовать бокстенский крой -- как это сделала на пробной тряпке (вы же знаете, считать складочки на иконах -- мое любимейшее занятие -- складочки сошлись :-)). Но уж очень жалко кромсать такое чудо.
Скажите мне, специалисты по шерстяному текстилю Средневекового Запада (предполагается, что в русском костюме, тем не менее сукно дорогое привозное), какой ширины могло быть сукно, скажем, фламандское в конце XIV -- начале XV вв.?
Кромсать иль не кромсать, вот в чем вопрос!
#2
Опубликовано 22 Февраль 2007 - 14:40
Вот что обнаружила.
Из доклада профессора экономики Джона Мунро( экономич. факультет университета Торонто).
"Textiles as Articles Consumption in Flemish Towns ( 1330-1575)
http://www.economics...UNRO-98-04.html
кстати у него масса любопытных статей
http://www.economics...rkingPapers.htm
While some of these were relatively cheap because they were in fact only half-cloths, others were
described as ‘smaele’, which means narrow, rather than small, i.e. cloths woven on a simple single-weaver
loom. They were probably about 1.5 ells wide (1.05 metre), and may have resembled England’s very cheap and rather coarse woollen kerseys and straits (strait, streit = narrow), whose width was only one cloth-yard (37 in.= 1.343 Flemish ell = 0.9398 metre). Such cloths were manufactured for domestic consumption rather than for export, and they were woven from domestic Flemish, Picard-French, Rhenish, or indeed virtually any wools but English (reserved for the luxury-oriented cloth-export trade).
В статье говорится что чем шире была ткань - тем она дороже стоила.
Следует, что ткань шириной 1 метр считалась узкой и не имела большого экспортного значения.
Кстати 1 фламандский eel(локоть) = 69 см.
А вот интересная выдержка про эскарлат.
An apparent fourth category of woollens was the ‘scaerlaken’ -- i.e. scharlaken, scarlaken, écarlate,
scarlet --by far the most expensive of all medieval woollens, often rivalling at least the medium-grade silks in price. But they were in fact standard, heavy-weight broadcloths, in the Ghent drapery either dickedinnen or strijptelaken, and more commonly the former, distinguished uniquely by their key dyestuff: the extremely costly insect-based kermes (Kermococcus vermilio), in a quantity whose total cost sometimes exceeded that of the fine woollen itself. Not all of these scaerlaken were uniquely scarlet-red in colour; for indeed many were woven from woad-dyed blue yarns, which were then re- dyed ‘in grain in the piece’, i.e. with kermes and other dyestuffs, to give them a perse-blue, or brown, or purple, or sanguine blue-red appearance.8 In this series, the least-costly but still extremely expensive scarlet was a brunen strijpten scaerlaken at £6 15s 8d groot or 74 florins, worth 20.18 of our Flemish ‘consumer baskets’ for 1360; and, in that year, to acquire such a scarlet, a master mason would have had to spend his full wages for 271.33 days, or almost 16 months’ income (with about 210 workdays per year). The most costly scarlets were the red and brown (roeden, brune scaerlakenen), at £14 0s 0d groot each and each worth 420 days’ wages or two full year’s income for a master craftsman (28.535 consumer baskets in 1368, and 23.518 baskets in 1369).
8 J. Munro, “The Medieval Scarlet and the Economics of Sartorial Splendour,” in N. Harte and K.
Ponting (eds.), Cloth and Clothing in Medieval Europe: Essays in Memory of Professor E. M. Carus-Wilson
(London, 1983), 13-70.
К сожалению, по ширине итальянской ткани я ничего не знаю..пока))
Ну конечно лично мне бы хотелось верить, что Бьярни таки подогнали сукно из Гента)) Так сказать дружественные ганзейские купцы)
Средневековая Кухня Западной Европы http://vk.com/medieval_cuisine
#3
Опубликовано 22 Февраль 2007 - 17:21
(да не буду бита больно ибо в биологии не сильна))
С точки зрения лингвистики, именно от этого названия произошли обозначения некоторых оттенков красного - carmin, crimson
А собственно vermillion в обозначении также обозначает оттенок красного.Хотя этот пигмент минерального происхождения производимый из cinnabar - ртутной руды.
Я не раз встречала упоминаия карминного в коннотации "богатство, красота", даже я бы сказала "эротизм", вот как в отрывке из Greensleeves Генриха VIII
Thy smock of gold so crimson red,
with pearles bedecked sumptuously:
The like no other lasses had,
and yet thou wouldst not loue me,
(...)
(Chorus)
Thy crimson stockings all of silk,
with golde all wrought aboue the knee,
Thy pumps as white as was the milk,
and yet thou wouldst not loue me.
Кстати, я никак не могу найти ничего про плетение эскарлата ( тоже кстати ставшее названием одного из оттенков красного - scarlet, хотя изначально произошло от латинского scarlata, заимствованного из персидского saqirlat ‘a rich cloth’ - "богатые одежды"), только в Википедии есть упоминание ,что из-за особого плетения ткань была эластичной и из нее делали чулки.
Я всегда раньше думала что эскарлат был только красного цвета, увы.
Забавно , в английском масса обозначений оттенков красного, видимо отчасти из-за текстильного производства.
оттенок scarlet - алый
http://en.wikipedia....Scarlet_(color)
crimson - малиновый
http://en.wikipedia.org/wiki/Crimson
carmine - карминный
http://en.wikipedia.org/wiki/Carmine
vermillion - матово-красный; сурико-красный; ярко-красный;киноварь
http://en.wikipedia.org/wiki/Vermilion
Мудрая Го -снизойди и просвети нас,страждущих, в области загадочного красителя и плетения эскарлата!
Средневековая Кухня Западной Европы http://vk.com/medieval_cuisine
#4
Опубликовано 22 Февраль 2007 - 18:13
Спасибо, Юля, огромное!
Конечно мое сукно выкрашено, не кермесом, а, подозреваю, анилином, но ... :-)
#5
Опубликовано 23 Февраль 2007 - 22:06
Средневековая Кухня Западной Европы http://vk.com/medieval_cuisine
#6
Опубликовано 23 Февраль 2007 - 22:57

(с) Inna
#7
Опубликовано 24 Февраль 2007 - 06:08
Munro, John H.
The 'Industrial Crisis' of the English Textile Towns, c.1290 - c.1330
Ок. 300 Кб
http://www.chass.uto...MUNRO-98-02.pdf
Собственно алая окраска получалась из очень дорогого красителя - кермеса (червеца), из "яиц" этого насекомого, которые в Ср. века также назывались "семенами экарлата".
//конечно это не единственный краситель, но один из самых стойких и дорогих//
Упоминания ско(а)рлата в др.-русских текстах приводит Фасмер:
Слово:скарлаґт
Ближайшая этимология: "пурпурная ткань", засвидетельствовано в Горе Злосч. (Пам. стар. лит. I, 7), скорлат, 1535 г. (Унбегаун 115), др.-русск. скорлатъ -- название дорогой ткани, грам. Влад. Волынск. 1288 г., Рижск. грам. 1300 г. (Срезн. III, 381), соврем. скурлат, в уст. народн. творчестве (Рыбников и др.). Вместе с польск. szkarљat (Брюкнер 549) из ит. scarlatto, ср.-лат. scarlatum -- то же, которое считают словом вост. происхождения (Литтман 114; М.-Любке 635; Клюге-ГеЁтце 508; Суолахти, Franz. Einfl. 2, 214). См. также шарлат.
От названия "червеца" - кермеса, Фасмер полагает, произошло название "червлёного" цвета.
http://vasmer.narod.ru/p820.htm
Да, про экарлат и его цвет (написано, что был не только алый) еще интересно пишет все тот же Munro, John H. вот в этой статье:
The Anti-Red Shift - to the Dark Side: Changes in the Colour Patterns and Market Values of Flemish Luxury Woollens, 1300 - 1550
http://repec.economi...ecipa-201-1.pdf
Изменено: Rusia, 24 Февраль 2007 - 07:01
#8
Опубликовано 24 Февраль 2007 - 14:08
Хотелось бы узнать про плетение эскарлата конечно.
Средневековая Кухня Западной Европы http://vk.com/medieval_cuisine
#10
Опубликовано 01 Март 2007 - 00:10
Средневековая Кухня Западной Европы http://vk.com/medieval_cuisine
#11
Опубликовано 16 Март 2007 - 14:14

Вообще-то я хочу из него костюм на горожанку середины 15 века сделать. Покопавшись, на миниатюре из Часослова http://www.uiowa.edu...griculture4.jpg я нашла почти то, что надо Правда, не знаю - насколько тут преукрашен быт? Ведь художник вполне мог ради красоты девушку как угодно раскрасить...
Изменено: Beatris, 16 Март 2007 - 14:15
#12
Опубликовано 16 Март 2007 - 15:07
#13
Опубликовано 16 Март 2007 - 15:32
http://digi.ub.uni-h...pageid=PAGE0390
Это начало 14 в.
0 пользователей читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых