Перейти к содержимому


Фото
- - - - -

Ширина, цвет и виды ткани Средневековья


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
12 ответов в теме

#1 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 21 Февраль 2007 - 15:54

Вы не поверите, на меня вчера упало реконструкторское счастье, которое я искала 2 года!
Я купила алое дорогущее итальянское чистошерстяное сукно на княжескую приволоку для Мишки.
И задумалась.
Сначала я собиралась использовать бокстенский крой -- как это сделала на пробной тряпке (вы же знаете, считать складочки на иконах -- мое любимейшее занятие -- складочки сошлись :-)). Но уж очень жалко кромсать такое чудо.
Скажите мне, специалисты по шерстяному текстилю Средневекового Запада (предполагается, что в русском костюме, тем не менее сукно дорогое привозное), какой ширины могло быть сукно, скажем, фламандское в конце XIV -- начале XV вв.?

Кромсать иль не кромсать, вот в чем вопрос!
На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#2 Silven

Silven

    Jantyllwoman

  • Модератор
  • 2 031 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Троицк
  • Interests:История костюма.История быта Средних Веков.

Опубликовано 22 Февраль 2007 - 14:40

Зашла утром - и не обнаружила тему - а ее оказывается в отстойник слили. И зря.

Вот что обнаружила.
Из доклада профессора экономики Джона Мунро( экономич. факультет университета Торонто).
"Textiles as Articles Consumption in Flemish Towns ( 1330-1575)
https://www.economics...UNRO-98-04.html

кстати у него масса любопытных статей
https://www.economics...rkingPapers.htm

While some of these were relatively cheap because they were in fact only half-cloths, others were
described as ‘smaele’, which means narrow, rather than small, i.e. cloths woven on a simple single-weaver
loom. They were probably about 1.5 ells wide (1.05 metre), and may have resembled England’s very cheap and rather coarse woollen kerseys and straits (strait, streit = narrow), whose width was only one cloth-yard (37 in.= 1.343 Flemish ell = 0.9398 metre). Such cloths were manufactured for domestic consumption rather than for export, and they were woven from domestic Flemish, Picard-French, Rhenish, or indeed virtually any wools but English (reserved for the luxury-oriented cloth-export trade).

В статье говорится что чем шире была ткань - тем она дороже стоила.
Следует, что ткань шириной 1 метр считалась узкой и не имела большого экспортного значения.
Кстати 1 фламандский eel(локоть) = 69 см.

А вот интересная выдержка про эскарлат.

An apparent fourth category of woollens was the ‘scaerlaken’ -- i.e. scharlaken, scarlaken, écarlate,
scarlet --by far the most expensive of all medieval woollens, often rivalling at least the medium-grade silks in price. But they were in fact standard, heavy-weight broadcloths, in the Ghent drapery either dickedinnen or strijptelaken, and more commonly the former, distinguished uniquely by their key dyestuff: the extremely costly insect-based kermes (Kermococcus vermilio), in a quantity whose total cost sometimes exceeded that of the fine woollen itself. Not all of these scaerlaken were uniquely scarlet-red in colour; for indeed many were woven from woad-dyed blue yarns, which were then re- dyed ‘in grain in the piece’, i.e. with kermes and other dyestuffs, to give them a perse-blue, or brown, or purple, or sanguine blue-red appearance.8 In this series, the least-costly but still extremely expensive scarlet was a brunen strijpten scaerlaken at £6 15s 8d groot or 74 florins, worth 20.18 of our Flemish ‘consumer baskets’ for 1360; and, in that year, to acquire such a scarlet, a master mason would have had to spend his full wages for 271.33 days, or almost 16 months’ income (with about 210 workdays per year). The most costly scarlets were the red and brown (roeden, brune scaerlakenen), at £14 0s 0d groot each and each worth 420 days’ wages or two full year’s income for a master craftsman (28.535 consumer baskets in 1368, and 23.518 baskets in 1369).


8 J. Munro, “The Medieval Scarlet and the Economics of Sartorial Splendour,” in N. Harte and K.
Ponting (eds.), Cloth and Clothing in Medieval Europe: Essays in Memory of Professor E. M. Carus-Wilson
(London, 1983), 13-70.

К сожалению, по ширине итальянской ткани я ничего не знаю..пока))

Ну конечно лично мне бы хотелось верить, что Бьярни таки подогнали сукно из Гента)) Так сказать дружественные ганзейские купцы)
This hard-earned status is based on nearly 20 years of medieval depiction backed by historical evidence and our goal to recreate the medieval period without compromise. (с)The Company of St. George
Средневековая Кухня Западной Европы https://vk.com/medieval_cuisine

#3 Silven

Silven

    Jantyllwoman

  • Модератор
  • 2 031 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Троицк
  • Interests:История костюма.История быта Средних Веков.

Опубликовано 22 Февраль 2007 - 17:21

kermes (Kermococcus vermilio) - насколько я поняла краситель, который добывался из неких насекомых отряда Hemiptera, живущих в Средиземноморье, по большей части на Kermes oaks.
(да не буду бита больно ибо в биологии не сильна))

С точки зрения лингвистики, именно от этого названия произошли обозначения некоторых оттенков красного - carmin, crimson
А собственно vermillion в обозначении также обозначает оттенок красного.Хотя этот пигмент минерального происхождения производимый из cinnabar - ртутной руды.

Я не раз встречала упоминаия карминного в коннотации "богатство, красота", даже я бы сказала "эротизм", вот как в отрывке из Greensleeves Генриха VIII

Thy smock of gold so crimson red,
with pearles bedecked sumptuously:
The like no other lasses had,
and yet thou wouldst not loue me,
(...)
(Chorus)
Thy crimson stockings all of silk,
with golde all wrought aboue the knee,
Thy pumps as white as was the milk,
and yet thou wouldst not loue me.

Кстати, я никак не могу найти ничего про плетение эскарлата ( тоже кстати ставшее названием одного из оттенков красного - scarlet, хотя изначально произошло от латинского scarlata, заимствованного из персидского saqirlat ‘a rich cloth’ - "богатые одежды"), только в Википедии есть упоминание ,что из-за особого плетения ткань была эластичной и из нее делали чулки.

Я всегда раньше думала что эскарлат был только красного цвета, увы.

Забавно , в английском масса обозначений оттенков красного, видимо отчасти из-за текстильного производства.
оттенок scarlet - алый
https://en.wikipedia....Scarlet_(color)
crimson - малиновый
https://en.wikipedia.org/wiki/Crimson
carmine - карминный
https://en.wikipedia.org/wiki/Carmine
vermillion - матово-красный; сурико-красный; ярко-красный;киноварь
https://en.wikipedia.org/wiki/Vermilion

Мудрая Го -снизойди и просвети нас,страждущих, в области загадочного красителя и плетения эскарлата!
This hard-earned status is based on nearly 20 years of medieval depiction backed by historical evidence and our goal to recreate the medieval period without compromise. (с)The Company of St. George
Средневековая Кухня Западной Европы https://vk.com/medieval_cuisine

#4 Auth

Auth
  • Модератор
  • 1 123 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва

Опубликовано 22 Февраль 2007 - 18:13

Ух ты!!
Спасибо, Юля, огромное!
Конечно мое сукно выкрашено, не кермесом, а, подозреваю, анилином, но ... :-)
На дворе Средневековье -- мракобесие и джаз! (с)Пикник

#5 Silven

Silven

    Jantyllwoman

  • Модератор
  • 2 031 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Троицк
  • Interests:История костюма.История быта Средних Веков.

Опубликовано 23 Февраль 2007 - 22:06

Спасибо, что перенесли темку)
This hard-earned status is based on nearly 20 years of medieval depiction backed by historical evidence and our goal to recreate the medieval period without compromise. (с)The Company of St. George
Средневековая Кухня Западной Европы https://vk.com/medieval_cuisine

#6 Joker

Joker

    Лясоточец

  • Патриций
  • 6 731 Сообщений:
  • Gender:Male
  • Location:Троицк Новая Москва

Опубликовано 23 Февраль 2007 - 22:57

На здоровье :)
Я понимаю что модератор не должен привносить личные эмоции в свои обязанности, но у меня есть огромное желание к чертям прикрыть эту тему как и предыдущие подобные дискуссии, ибо участники ее, похоже, как обычно, не слышат друг друга.
(с) Inna

#7 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 24 Февраль 2007 - 06:08

Об экарлате (скарлате) - еще можно прочесть в этой статье:
Munro, John H.
The 'Industrial Crisis' of the English Textile Towns, c.1290 - c.1330
Ок. 300 Кб
https://www.chass.uto...MUNRO-98-02.pdf

Собственно алая окраска получалась из очень дорогого красителя - кермеса (червеца), из "яиц" этого насекомого, которые в Ср. века также назывались "семенами экарлата".
//конечно это не единственный краситель, но один из самых стойких и дорогих//


Упоминания ско(а)рлата в др.-русских текстах приводит Фасмер:

Слово:скарлаґт

Ближайшая этимология: "пурпурная ткань", засвидетельствовано в Горе Злосч. (Пам. стар. лит. I, 7), скорлат, 1535 г. (Унбегаун 115), др.-русск. скорлатъ -- название дорогой ткани, грам. Влад. Волынск. 1288 г., Рижск. грам. 1300 г. (Срезн. III, 381), соврем. скурлат, в уст. народн. творчестве (Рыбников и др.). Вместе с польск. szkarљat (Брюкнер 549) из ит. scarlatto, ср.-лат. scarlatum -- то же, которое считают словом вост. происхождения (Литтман 114; М.-Любке 635; Клюге-ГеЁтце 508; Суолахти, Franz. Einfl. 2, 214). См. также шарлат.


От названия "червеца" - кермеса, Фасмер полагает, произошло название "червлёного" цвета.
https://vasmer.narod.ru/p820.htm

Да, про экарлат и его цвет (написано, что был не только алый) еще интересно пишет все тот же Munro, John H. вот в этой статье:
The Anti-Red Shift - to the Dark Side: Changes in the Colour Patterns and Market Values of Flemish Luxury Woollens, 1300 - 1550
https://repec.economi...ecipa-201-1.pdf

Изменено: Rusia, 24 Февраль 2007 - 07:01


#8 Silven

Silven

    Jantyllwoman

  • Модератор
  • 2 031 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Троицк
  • Interests:История костюма.История быта Средних Веков.

Опубликовано 24 Февраль 2007 - 14:08

И не только в этой статье) У него вообще очень хорошие статьи по развитию текстильной промышленности.

Хотелось бы узнать про плетение эскарлата конечно.
This hard-earned status is based on nearly 20 years of medieval depiction backed by historical evidence and our goal to recreate the medieval period without compromise. (с)The Company of St. George
Средневековая Кухня Западной Европы https://vk.com/medieval_cuisine

#9 Lucia

Lucia
  • Горожанин
  • 46 Сообщений:

Опубликовано 27 Февраль 2007 - 18:58

Не подскажете ли, годится ли такой жаккардовый (?) рисунок для Италии 1430-х гг. (Генуя)? Сословие: небедная горожанка. Ткань: лен. Ширина: 150 см.

Прикрепленные миниатюры

  • ___________.jpg


#10 Silven

Silven

    Jantyllwoman

  • Модератор
  • 2 031 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:г.Троицк
  • Interests:История костюма.История быта Средних Веков.

Опубликовано 01 Март 2007 - 00:10

К сожалению, никаких упоминаний о льняном жаккарде мне не встречалось.
This hard-earned status is based on nearly 20 years of medieval depiction backed by historical evidence and our goal to recreate the medieval period without compromise. (с)The Company of St. George
Средневековая Кухня Западной Европы https://vk.com/medieval_cuisine

#11 Beatris

Beatris
  • Горожанин
  • 17 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Саратов
  • Interests:Европа 15 век, исторические танцы

Опубликовано 16 Март 2007 - 14:14

А я вот все мучаюсь:). У меня есть шерсть. Довольно грубая, 2х2 плетение, нитки не очень толстые. То есть как раз то, что по моему представлению должна носить горожанка или крестьянка. НО - оно совершенно не простонародного сиреневого цвета. Конечно, можно перекрасить, допустим, в синий. Но уж больно цвет красивый, жалко. Может, на какой-то период актуально такое сочетание цвета и фактуры?
Вообще-то я хочу из него костюм на горожанку середины 15 века сделать. Покопавшись, на миниатюре из Часослова https://www.uiowa.edu...griculture4.jpg я нашла почти то, что надо Правда, не знаю - насколько тут преукрашен быт? Ведь художник вполне мог ради красоты девушку как угодно раскрасить...

Изменено: Beatris, 16 Март 2007 - 14:15


#12 Goh

Goh
  • Патриций
  • 1 112 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Минск

Опубликовано 16 Март 2007 - 15:07

А покрасьте поверху мареной. Будет самое оно.
Тише, вы мешаете мне выделять сероводород! (с)

#13 Rusia

Rusia
  • Горожанин
  • 2 004 Сообщений:
  • Gender:Female
  • Location:Москва, г. Жуковский Московской области

Опубликовано 16 Март 2007 - 15:32

В Манесском кодексе есть такие лиловые цвета, но это могла быть фантазия художника:
https://digi.ub.uni-h...pageid=PAGE0390
Это начало 14 в.




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых